К этой дороге, которая начала строиться в конце 1930-х годов, до сих пор привлечено внимание любителей железнодорожной истории.
Интересен такой факт: чтобы проектировщики – специалисты «Лентранспроекта» (ныне институт «Ленгипротранс») смогли добраться на место работ, им потребовалось несколько месяцев. Из доступных транспортных средств, смотря по погоде, были лишь пароходы, олени и… лыжи.
Амбициозный проект – прокладка 1500-километровой железной дороги свозь заболоченную почву и вечную мерзлоту – был реализован в кратчайшие сроки. В некоторые дни выработка по укладке железнодорожного пути доходила до пяти километров. Путь к залеганию воркутинских углей и месторождениям других полезных ископаемых был открыт. 28 декабря 1941 года первый воркутинский уголь пошел вглубь страны. Один блокадный Ленинград, с перевалкой через Ладожское озеро, получил отсюда десятки тысяч железнодорожных вагонов с углем.
Возводили эту дорогу, без преувеличения сказать, тысячи людей. И большая часть из них – заключенные лагерей системы НКВД СССР, которые располагались прямо вдоль строящейся трассы…
65 лет назад, в 1959 году, эта дорога вошла в состав Северной железной дороги. На современной карте вы уже не найдете такого названия. Но Северо-Печорская дорога по-прежнему будоражит человеческие умы.
Компания неравнодушных людей, в том числе и наш корреспондент Татьяна Белогорцева, предприняла поездку по этой старой трассе. Хочется верить, что наблюдения путешественников дополнят неизвестные страницы летописи тех далеких событий.