Специальный проект
По Северо-Печорской
железной дороге…

К этой дороге, которая начала строиться в конце 1930-х годов, до сих пор привлечено внимание любителей железнодорожной истории.


Интересен такой факт: чтобы проектировщики – специалисты «Лентранспроекта» (ныне институт «Ленгипротранс») смогли добраться на место работ, им потребовалось несколько месяцев. Из доступных транспортных средств, смотря по погоде, были лишь пароходы, олени и… лыжи.


Амбициозный проект – прокладка 1500-километровой железной дороги свозь заболоченную почву и вечную мерзлоту – был реализован в кратчайшие сроки. В некоторые дни выработка по укладке железнодорожного пути доходила до пяти километров. Путь к залеганию воркутинских углей и месторождениям других полезных ископаемых был открыт. 28 декабря 1941 года первый воркутинский уголь пошел вглубь страны. Один блокадный Ленинград, с перевалкой через Ладожское озеро, получил отсюда десятки тысяч железнодорожных вагонов с углем.


Возводили эту дорогу, без преувеличения сказать, тысячи людей. И большая часть из них – заключенные лагерей системы НКВД СССР, которые располагались прямо вдоль строящейся трассы…


65 лет назад, в 1959 году, эта дорога вошла в состав Северной железной дороги. На современной карте вы уже не найдете такого названия. Но Северо-Печорская дорога по-прежнему будоражит человеческие умы.


Компания неравнодушных людей, в том числе и наш корреспондент Татьяна Белогорцева, предприняла поездку по этой старой трассе. Хочется верить, что наблюдения путешественников дополнят неизвестные страницы летописи тех далеких событий.


© All Right Reserved.

При цитировании информации гиперссылка на специальный проект редакции РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов специального проекта в коммерческих целях без письменного разрешения редакции не допускается.

Адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru, телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90.