Татьяна Нужденкова:
«Мы открыли новые экспортные ворота в большой мир»

АО «ОТЭКО» – один из ведущих игроков на российском рынке перевалки навалочных и наливных грузов. Усилиями компании на Черноморском побережье Краснодарского края создан и работает экспортный хаб мирового уровня, построена портовая, энергетическая и железнодорожная инфраструктура. Таким уникальным проектом можно гордиться. И все это создано при непосредственном руководстве и участии генерального директора АО «ОТЭКО» Татьяны Нужденковой.

– Как Вы оказались в транспортном бизнесе?

– Никогда не думала, что буду работать в сфере логистики и транспорта. По профессии я финансист с большим опытом в налогах. Но либо обстоятельства, либо судьба привели к тому, что в ОТЭКО я уже более 20 лет. Специфика всегда обширная: вагоны, операторы, грузы, портовая деятельность – и все это единая транспортная система. В этой отрасли никогда не бывает скучно.

– За счет каких особенностей характера, профессиональных навыков Вам удается держать коллектив в тонусе?

– C женщин у нас всегда спрос особый, и критерии оценки зачастую завышены. Поэтому женщина-руководитель должна очень много знать в разных сферах (порой даже больше, чем коллеги-мужчины), иметь широкий кругозор, начиная с юридичес­ких вопросов, заканчивая экономическими, а возможно, и техническими. И, конечно, у нее должно быть стратегическое мышление. А еще нужно уметь контактировать с людьми. Для руководителя умение общаться с сотрудниками, решение конфликтов – это очень важный навык, который говорит о том, насколько ты близок к людям, с которыми ты работаешь. Руководитель не должен отрываться от коллектива. Тут необходима определенная доля сопереживания, понимание проблем и готовность их решать. Именно руководитель создает комфортные условия для работы, и это не всегда про зарплату и другие материальные вещи. И самое главное – руководителя должны уважать. А уважения можно добиваться по-разному. Это может быть иерархия, контроль, а можно показать людям, что ты их слышишь и готов помогать. Особенно в таких совсем не женских отраслях, как логистика и крупный экспортный порт.

– Есть ли у Вас собственные секреты руководства? Как Вам удается сочетать женскую мягкость с необходимостью принятия жестких решений?

– Я против жесткой иерархии. У нас в стране традиционно система управления сильно настроена на контроль. Такой сверхконтроль до мелочей. Но именно он не дает развиваться, потому что люди просто не чувствуют своей возможности принимать решения. Мне же интересно строить эффективное взаимодействие внутри команды. Для меня важно, чтобы от людей шла инициатива, чтобы они знали, что их голос услышан. И это, наверное, больше женский подход. Надо «растормошить» людей, чтобы они сами предлагали новые идеи, а не чувствовали себя простыми исполнителями. Тогда и отношение будет другое.

– Какими проектами Вы особенно гордитесь?

– Я горжусь тем, какой порт мы построили. Мало кто верил, что это вообще возможно: с нуля, в чистом поле создать развитую инфраструктуру. Я помню, когда мы приехали в Тамань в первый раз, это была просто степь на берегу моря. А сейчас это уже два современных грузовых терминала, собственные энергетические, железнодорожные мощности. По сути, мы открыли новые экспортные ворота в большой мир для России, потому что такого крупного терминала, тем более угольного, на юге страны просто не было. Для меня лично это сравнимо со стройкой БАМа, только если БАМ – это проект государственного масштаба, то здесь – абсолютно частная инициатива. И я была одной из тех, кто принимал в этом непосредственное участие.

– Последние годы транспортная отрасль, как и экономика России в целом, сталкивается с колоссальными вызовами. Насколько успешно с этим справляется Ваша компания и с каким настроением Вы смотрите в будущее?

– Безусловно, ситуация в мире меняется, рынки трансформируются, и мы просто не можем на это не реагировать. В отличие от многих других портов, мы не имеем своей грузовой базы, поэтому для нас важно быть привлекательными, предоставлять качественный сервис для наших парт­неров. Кстати, ОТЭКО одними из первых в отрасли отказались от слова «клиент» – для нас это в первую очередь партнеры. И мы хотим предоставлять своим парт­нерам больше возможностей, даже больше, чем их собственные порты. Это касается и технологий, и ско­рости погрузки, и судовых партий. Уже не говорю про наше уникальное геостратегическое положение. Вообще я по натуре оптимист. Мы решили до этого столько сложных вопросов, почему я должна думать, что мы не справимся и дальше? Да, трудности есть, но эти трудности в основном внешние и временные. Если в команде есть внут­ренняя сила, то все препятствия она преодолеет. Поэтому наши самые яркие достижения только впереди.

Беседовала Вероника Сергеева
ОТЭКО – оператор морских терминалов в порту Тамань. Компания существенно расширила возможности южного маршрута для российских производителей. Мощность морских терминалов в Тамани составляет 90 млн тонн грузов в год, при этом компания обеспечивает безопасную, надежную и экологичную перевалку грузов с применением наилучших доступных технологий. Выгодное географическое положение порта Тамань, глубокая незамерзающая акватория и высокопроизводительное оборудование терминалов ОТЭКО открывают экспортерам доступ на рынки Азии, Африки, Ближнего Востока и других мировых регионов.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Политика конфиденциальности.
ООО «Редакция журнала
«РЖД-Партнер»
ИНН 7826159654
КПП 783801001
ОГРН 1027810304191
Напишите
conf@rzd-partner.ru