Задним умом все крепки
В задачи департамента входит, кроме прочего, прогнозирование, анализ и оценка эффективности развития транспортной сферы, участие в разработке нацпроектов и планов модернизации и расширения транспортной инфраструктуры. Выполнять такие задачи – не рутина, каждый раз – как прыгать в море, не умея плавать. По словам Татьяны, сложно понять, какие действия будут верными, а какие нет; что принесет пользу, а что – нет.
«Для того мы и существуем: поговорить с отраслевыми экспертами, оценить риски. Мы не можем быть профессионалами во всем, однако в состоянии просчитать все возможные ходы. Я помню две сложнейших задачи. В 2016 году работали над проектом развития Северного морского пути, формировали программу. Мы много знали про суда класса «река-море», которые ходят в теплых водах, но СМП – это совершенно другое. Уже в 2016 году было много вариантов развития климатических условий, мнений, что будет со льдом, и было трудно искать специалистов, просчитывать варианты развития событий. Работали и днем и ночью, в 4–5 утра созванивались с коллегами на Дальнем Востоке. Но это было интересно, получен огромный, успешный опыт – в программу развития было заложено много мероприятий, а масштабированию этого направления дан хороший старт, – рассказывает Татьяна. – В прошлом году по заданию Минэкономразвития мы проводили оценку влияния железнодорожных тарифов на отрасли и экономику страны. Не секрет, что подвижки в тарифах произошли из-за ключевой ставки, проблем рынка, нехватки средств на развитие инвестпрограммы РЖД и прочего, и требовался инструмент балансирования. Выдвигались разные предложения по увеличению тарифа – и 15, и 17, и 26%. Как только ни считали, но то, что в итоге получилось, – 13,8% с 2025 года – это выстраданный, но наиболее оптимальный вариант, выработанный с крупнейшими предприятиями, ассоциациями. В конце года сделаем выводы, насколько успешной была эта работа, но задача была непростая для всех».