Оксана Ивановская: нет ничего невозможного

«Как показывает жизнь, случайности не случайны. Она заставляет нас делать выборы, которые и приводят нас туда, где мы сейчас», – говорит управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, которая за 18 лет работы в компании прошла путь от младшего сотрудника бэк-офиса до главы фронт-офиса железнодорожного направления.

– Какие пути привели Вас в сферу транспорта, как начиналась Ваша карьера?

– В начале 2000-х годов все хотели стать либо экономистами, либо юристами, все остальные профессии как будто исчезли с палитры, так как представлялись низкооплачиваемыми.

К тому моменту семейный бизнес, в который я была вовлечена с 14 лет, пришлось закрыть. Когда я училась в институте на экономическом факультете, решила, что буду строить карьеру в качестве наемного работника, так как к 19 годам изрядно устала переживать, наберу или не наберу на оплату аренды торгового помещения.

Первым местом работы в транспортной отрасли стала крупная компания, обеспечивающая офисы всем необходимым: от бумаги до мебели. Волею судеб я выступила в роли «спасателя» транспортного цеха. В 19 лет мне пришлось управлять парком из 60 машин и командой в 100 брутальных мужчин – водителей и грузчиков. В момент выхода на работу выяснилось, что несколько дней не работает база распределения доставок (а их – более 350 в день!). Хаос достиг своего пика. До меня человек проработал 2 дня и уволился.

Было страшно заставлять орущих на меня мужчин делать по 2 рейса в день по московским пробкам лужковского периода, ведь в «Баргузин», например, не запихнуть (другого слова не подобрать) 2 кондиционера и мебель одновременно. Доставки можно было распределять только ночью. В итоге я посадила главного водителя рядом с собой за компьютером, чтобы он показал, как оптимизировать маршруты и процесс распределения доставок. К трем часам ночи он не выдержал и уснул прямо на стуле. Зато после этого все ребята начали относиться ко мне с пониманием и старались помогать без лишних эмоций.

За бессонный февраль удалось восстановить IT-систему, наладить регулярные доставки, сохранить команду. Все это время я жила на кофе и спала за месяц всего 5 раз по 8 часов (в это сложно поверить, но это так). Друзья прозвали меня «железная леди». Я искренне благодарна за этот жизненный период, так как я раскрыла в себе такие качества, как целеустремленность, трудоспособность, и поняла, что в жизни нет ничего невозможного.
– Как дальше развивалась Ваша карьера?

– На предпоследнем курсе у меня четко сформировалась мечта работать в развивающейся сфере и расти вместе с рынком и компанией. Как говорится, есть запрос – есть ответ: мне предложили пройти практику в лизинговой компании. Я сначала хотела отказаться (и это могло стать одной из самых больших ошибок в жизни), но в последний момент согласилась.

Было не легче, чем в транспортном отделе: приходили к 9 утра, уходили в час ночи и позже, и так почти каждый день. Хотя за практику мне не платили, мне хотелось зарекомендовать себя в качестве надежного сотрудника и остаться в компании. И мне предложили остаться на половину банковской ставки в 127 долларов. Несмотря на то, что до этого я зарабатывала 1000 долларов, я согласилась.

В начале 2005–2007 гг. лизинг активно набирал обороты, рынок развивался и работы было очень много. Лизинговые компании выстраивали процессы с нуля, нарабатывали опыт.

Спустя какое-то время меня пригласил на работу топ-менеджер «ВТБ Лизинг». Я до сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю этого человека. Это было еще одним правильным выбором в моей жизни. Так в конце 2007 года я попала в «ВТБ Лизинг». Тогда в компании было около 70 человек, а сейчас – порядка 2400.

За годы работы прошла путь от младшего сотрудника бэк-офиса до главы фронт-офиса железнодорожного направления. Кстати, переход из бэк-офиса во фронт-офис – это еще один сложный и правильный шаг. Мне всегда нравилось общаться с клиентами, я получала позитивный заряд, когда удавалось решить их задачи.

За этот период сменилось несколько команд топ-менеджеров компании, произошла более глубокая интеграция в структуру группы «ВТБ», менялись подходы и регламенты. Поэтому когда меня спрашивают, как я умудрилась работать так долго в одной компании, отвечаю: у меня ощущение, что поменяла работу как минимум 7 раз. Порой не хватало уверенности, что я справлюсь с новым функционалом. А при смене направления деятельности было психологически тяжело, так как в какой-то момент я стала чужой для бывших своих и еще не стала своей для бывших чужих.

Так я стала управляющим директором по лизингу подвижного состава ГК «ВТБ Лизинг». Пришлось не только менять свое сознание и подходы, но дополнительно учиться – получать степень MBA. Есть хороший анекдот на эту тему про человека, который создает себе трудности и с гордостью их преодолевает. Мне было трудно, а стало еще труднее. Но это был правильный шаг, так как учеба помогла мне сделать прорыв в своем развитии.

Я очень люблю свою работу, дорожу командой, которую собрала за долгие годы. От каждой, даже маленькой сделки получаю позитивные эмоции, как от большой победы, за которой стоят идея, общение и драйв.
Мне всегда нравилось общаться с клиентами, я получала позитивный заряд, когда удавалось решить их задачи.
– Каких принципов Вы для себя придерживаетесь, управляя своей командой?

– Если вспомнить два типа командования в армии – «Делай, как я!» и «Делай, как я говорю!», – то себя я отнесу к первой категории. Всегда быть примером – первое важное качество для любого руководителя, независимо от пола, возраста и опыта. Вся группа «ВТБ» следует ценностям: нацеленность на результат, дорожим клиентом, совершенствуемся постоянно, работаем в команде, проявляем инициативу. Я сама их придерживаюсь и транслирую своей команде.

Второе – это эмпатия. Чтобы работать с людьми, надо их любить и чувствовать.

Третье – внутренний стержень. Это не только про силу характера, но и про внутреннюю правду.

Четвертое – это честность. Самый важный и дорогой ресурс, по моему мнению, – это доверие! В это непростое время любой человек ищет зону комфорта и опору. Я стараюсь всегда быть честной со своим окружением. Если могу решить вопрос – решаю, не могу – так и скажу.

Пятое – нацеленность на результат. Я учу всегда приходить к результату, искать причины успеха или неудачи в себе, а не в соседе, всегда держать цель в фокусе, задавать вопрос: «Что можно сделать лучше?».

Шестое – уметь привлекать в команду людей в чем-то талантливее или умнее тебя. От такого общения сам развиваешься и растешь, дело развивается и растет.

Ну и лакмусовая бумажка: ты хороший руководитель, если смог вырастить других руководителей. У меня такие есть, и я очень горжусь, глубоко ценю и уважаю этих коллег. Для руководителя это прописная истина.
– Какие решения были для Вас самыми сложными и почему?

– О части таких решений я уже рассказала. Зачастую они были связаны с выходом из зоны комфорта. Но добиваться успеха, несмотря на страх и сомнения, мне всегда помогало умение фокусироваться на цели и движении вперед. Недаром говорят: глаза боятся, а руки делают.

Перед большинством женщин-руководителей старше 30 встает главный выбор: карьера или семья. Кажется, что непросто совмещать работу 24/7 и при этом быть образцовой женой и заботливой мамой. Но все возможно. В определенный момент я сделала выбор в пользу семьи, и мне удалось стать мамой прекрасных деток. И это также стимулировало меня в работе. Я убеждена, что успехов достигает счастливый и замотивированный сотрудник. Именно в периоды между моими декретными отпусками и после них нам с командой удавалось достигать рекордных результатов. Безусловно, высоких результатов мы достигали благодаря вовлеченной команде и качественно выстроенным процессам.

– Есть ли у Вас собственные секреты руководства (в большинстве своем) мужским коллективом? Как Вам удается сочетать женскую мягкость с необходимостью принятия жестких решений?

– Мне проще работать с мужчинами. Женщины более восприимчивы к критике, а я сторонник прямолинейного подхода. Если сотрудник сделал хорошо – хвалю, недоработал – говорю как есть, и вместе обсуждаем, как изменить ситуацию.

Но любой сотрудник чувствует, когда им дорожат и о нем заботятся: вовремя данная обратная связь или жизненный совет, своевременная материальная мотивация, поддержка в сложных ситуациях и просто душевные посиделки с коллегами. Люди ценят это, так формируется настоящая команда.
Перед большинством женщин-руководителей старше 30 встает главный выбор: карьера или семья. Кажется, что непросто совмещать работу 24/7 и при этом быть образцовой женой и заботливой мамой. Но все возможно.
– Как эволюционировало направление под Вашим руководством? Какими результатами Вы гордитесь особенно?

– Вместе с компанией я пережила все кризисы железнодорожного рынка. Каждый раз это был бесценный опыт. В 2008 году мы, можно сказать, заново учились финансировать вагоны в сложившихся условиях. 2014–2016 годы запомнились непростым изъятием парка с 13-часовыми переговорами. Благодаря полученному опыту мы открыли направление операционной аренды, которое по своей доходности превысило финансовый лизинг. Тогда же мы разработали договоры аренды, некоторыми формулировками из которых до сих пор пользуется рынок, и внедрили понятную для клиентов формулу изменения лизингового платежа в случае изменения ключевой ставки. Если раньше расчет был закрытой для клиента информацией, то после лизинг стал более прозрачным для наших клиентов.

В 2018 году мы разработали обеспечительную обвязку, не ухудшающую долговую нагрузку обеспечителя. В 2020-м – запустили продукт «Ломбардная логика», где научились принимать риск исключительно на актив, а не на финансовое состояние. Благодаря этому на рынке появились инвесторы в железнодорожный рынок. Каждый пункт нашего договора выстрадан и прожит. Для нас важнейший индикатор признания – когда мы проигрываем ценовую конкуренцию, но клиенты остаются с нами.

– С 2022 года участники рынка живут в новой экономической реальности, трансформирующей стабильные ранее схемы ведения бизнеса. Как это отразилось на результатах работы компании?

– Все эти годы мы были флагманом на рынке вагонов по количеству. Доля железнодорожного направления в портфеле компании выросла с 34 до 51%. Сейчас в него входит более 134 тыс. вагонов, а объем инвестиций в лизинг подвижного состава в рекордном 2023 году составил 97 млрд руб. В 2024-м мы показали небольшое снижение в сегменте. Оно было ожидаемым, а в условиях «черных лебедей» 2024 года я бы даже сказала, победное. Я опасалась, что они сильнее повлияют на наши результаты, а мы, несмотря на все, реализовали новые сделки на 91 млрд руб.

Мы сильны в финансировании б/у парка. Нам также всегда помогал взвешенный риск-подход и профессиональная команда. «ВТБ Лизинг» проводил стресс-тесты бизнес-моделей потенциальных лизингополучателей, что помогало нам ответить на вопрос, выдержит ли бизнес клиента падение рынка на 20–25%. Мы дорожим нашими партнерами. На текущий момент нет ни одного клиента в железнодорожном сегменте у нас в портфеле, который бы не справился со своими обязательствами и ушел в дефолт.

– Заглядывая в будущее, какие цели Вы ставите перед компанией?

– Конечно, мы хотим оставаться в лидерах сегмента. Сейчас вводятся новые правила игры для приобретения нового парка и владения б/у парком, к которым еще надо будет адаптироваться: оценить риски и возможности. Планируем не останавливаться на достигнутом, развивая новые направления (пока не могу раскрыть какие). Также ждут своего часа маневровые локомотивы. Как известно, более 90% маневровой тяги в нашей стране изношено, и, хотя в силу ряда ограничений лизинг в максимальных масштабах в этом сегменте пока невозможен, мы считаем, что он может стать еще одной точкой роста.

Беседовала Вероника Сергеева
«ВТБ Лизинг» – одна из ведущих лизинговых компаний России, занимается лизингом железнодорожного подвижного состава, легкового, грузового и специализированного автотранспорта, телекоммуникационного и нефтесервисного оборудования, а также морских и речных судов. Основана в июне 2002 года. Является частью корпоративно-инвестиционного бизнеса группы «ВТБ». Компания представлена в 64 региональных подразделениях восьми федеральных округов РФ, а также в Республике Беларусь. Разработка новых предложений, внедрение цифровых сервисов, совершенствование бизнес-процессов позволяют «ВТБ Лизинг» сохранять уверенные позиции на рынке услуг финансирования.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Политика конфиденциальности.
ООО «Редакция журнала
«РЖД-Партнер»
ИНН 7826159654
КПП 783801001
ОГРН 1027810304191
Напишите
conf@rzd-partner.ru