Эльвира Шайкина: азарт и готовность к риску

Некоторые женщины не ограничиваются традиционными ролями и стремятся осваивать новые профессиональные горизонты, включая транспортный сектор, говорит Эльвира Шайкина, учредитель, собственник и директор ООО «Торговый дом «Пломба». По ее словам, вначале мужчины часто настороженно относятся к женщинам-коллегам, но затем начинают оказывать поддержку, а порой даже делятся профессиональными секретами.

– Эльвира Анатольевна, транспортная отрасль традиционно считалась мужской: здесь всегда доминировали руководители-мужчины. Женщины, приходившие в этот бизнес, делали это либо вопреки общественному мнению, либо продолжая семейную династию. Как Вы оказались в этой сфере?

– Я пришла «вдруг». До 2010 года работала в новостной журналистике на телевидении, но, имея экономическое образование и степень MBA, со временем почувствовала, что мне стало скучно. Тогда я начала искать новую нишу, которая бы меня действительно увлекла.

Во время путешествий по Азии, Америке и Европе я обратила внимание на современные способы крепления грузов при транспортировке – быстрые и технологичные. В то время в России грузы по-прежнему закрепляли по старинке, с помощью деревянного бруса и проволоки. Действующие технические условия размещения и крепления грузов достались ОАО «РЖД» по наследству от МПС России и, конечно, в связи с развитием транспортной отрасли по сей день требуют доработки.

На старте развития компании приходилось объяснять грузоотправителям, что использование древесины при креплении грузов не только неэкологично, но и экономически не­выгодно. Было предложено пересмотреть существующий подход. В сотрудничестве с грузо­отправителями наша команда разработала и протестировала новые технические решения, а затем, в 2009 году, представила результаты руководству железной дороги, в ЦФТО. Убедить отраслевых специалистов в необходимости внедрения инноваций удалось лишь спустя 10 лет, после множества расчетов, лабораторных и натурных испытаний. Прорыв произошел в 2019 году, когда были изданы первые нормативные документы, изменяющие подходы к креплению грузов.

Не могу сказать, что это исключительно заслуга нашей компании. К этому результату мы пришли вместе с другими участниками рынка. Но выиграли все! Важно не просто продавать продукт, а действительно совершенствовать технологические процессы.

– Торговый дом «Пломба» в этом году отмечает 15-лет­ний юбилей. Каковы ключевые достижения?

– Одно из важнейших нововведений – внедрение на сети ОАО «РЖД» полиэстеровой ленты. Еще недавно многие утверждали, что столь тонкий материал не сможет заменить деревянный брус и проволоку, а теперь инновация не только признана, но и активно применяется при перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Также широкое распространение получила пневмооболочка. Этот способ крепления груза стал востребованным среди грузо­отправителей.
Главное же достижение – то, что Минтранс начал работу над изменением нормативной базы. Кроме того, предложенные нашей командой технические решения были отражены в разных документах ОАО «РЖД», например, СМГС и Технических требованиях. Применение инновационных материалов и подходов к закреплению грузов способствовали росту числа контейнерных маршрутов.

– Вы работаете в конкурентной сфере транспортного бизнеса. Как Вам удается сохранять лидерские позиции?

– Долгое время мужчины воспринимали меня несерьезно, ведь я единственная женщина-руководитель в этой нише. Поэтому чтобы доказать свою компетентность, вывести наш продукт на рынок, пришлось окончить аспирантуру Университета путей сообщения. В настоящее время работаю над диссертацией по иннова­ционным решениям и новой методике расчетов.
Теперь я могу говорить с коллегами на одном языке, и мужчины не только воспринимают меня всерьез, но и помогают. Иногда наставляют, иногда по-менторски поучают, но я отношусь к этому с женской мудростью.
Долгое время мужчины воспринимали меня несерьезно, ведь я единственная женщина-руководитель в этой нише. Поэтому чтобы доказать свою компетентность, вывести наш продукт на рынок, пришлось окончить аспирантуру Университета путей сообщения.
– Приобрели ли Вы «мужские» черты характера?

– Пожалуй, у меня появился азарт и готовность к риску. Именно поэтому в 2018 году мы с командой автоматизировали работу офиса. Тогда еще никто не говорил о полном локдауне, но, когда он начался, мы уже полностью работали в удаленном режиме благодаря СRM-системе. В результате наш бизнес не только не замедлился, но и показал устойчивый рост.

Когда пандемия парализовала рынок, мы сделали ставку на собственное развитие: компания вложила значительные средства в строительство производства в России. Наши технические разработки позволили развивать не только наш бизнес, но и поддержать небольшие компании, которые стали нашими поставщиками, освоив выпуск нового продукта по нашему заказу.

– На Ваш взгляд, зависит ли работоспособность от гендера?

– Безусловно. Женщины более ответственные, с ними комфортнее работать. И это отмечаю не только я. В поездках по стране я вижу, что начальниками отделов логистики, складских комплексов, терминалов чаще всего являются именно женщины. В ОАО «РЖД» – огромное количество женщин-руководителей на всех уровнях. Они уже занимают значительную долю в транспортной отрасли, а мужчины, похоже, готовы сдать лидерские позиции.

Беседовала Алена Алешина
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Политика конфиденциальности.
ООО «Редакция журнала
«РЖД-Партнер»
ИНН 7826159654
КПП 783801001
ОГРН 1027810304191
Напишите
conf@rzd-partner.ru