– Эльвира Анатольевна, транспортная отрасль традиционно считалась мужской: здесь всегда доминировали руководители-мужчины. Женщины, приходившие в этот бизнес, делали это либо вопреки общественному мнению, либо продолжая семейную династию. Как Вы оказались в этой сфере?
– Я пришла «вдруг». До 2010 года работала в новостной журналистике на телевидении, но, имея экономическое образование и степень MBA, со временем почувствовала, что мне стало скучно. Тогда я начала искать новую нишу, которая бы меня действительно увлекла.
Во время путешествий по Азии, Америке и Европе я обратила внимание на современные способы крепления грузов при транспортировке – быстрые и технологичные. В то время в России грузы по-прежнему закрепляли по старинке, с помощью деревянного бруса и проволоки. Действующие технические условия размещения и крепления грузов достались ОАО «РЖД» по наследству от МПС России и, конечно, в связи с развитием транспортной отрасли по сей день требуют доработки.
На старте развития компании приходилось объяснять грузоотправителям, что использование древесины при креплении грузов не только неэкологично, но и экономически невыгодно. Было предложено пересмотреть существующий подход. В сотрудничестве с грузоотправителями наша команда разработала и протестировала новые технические решения, а затем, в 2009 году, представила результаты руководству железной дороги, в ЦФТО. Убедить отраслевых специалистов в необходимости внедрения инноваций удалось лишь спустя 10 лет, после множества расчетов, лабораторных и натурных испытаний. Прорыв произошел в 2019 году, когда были изданы первые нормативные документы, изменяющие подходы к креплению грузов.
Не могу сказать, что это исключительно заслуга нашей компании. К этому результату мы пришли вместе с другими участниками рынка. Но выиграли все! Важно не просто продавать продукт, а действительно совершенствовать технологические процессы.
– Торговый дом «Пломба» в этом году отмечает 15-летний юбилей. Каковы ключевые достижения?
– Одно из важнейших нововведений – внедрение на сети ОАО «РЖД» полиэстеровой ленты. Еще недавно многие утверждали, что столь тонкий материал не сможет заменить деревянный брус и проволоку, а теперь инновация не только признана, но и активно применяется при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Также широкое распространение получила пневмооболочка. Этот способ крепления груза стал востребованным среди грузоотправителей.
Главное же достижение – то, что Минтранс начал работу над изменением нормативной базы. Кроме того, предложенные нашей командой технические решения были отражены в разных документах ОАО «РЖД», например, СМГС и Технических требованиях. Применение инновационных материалов и подходов к закреплению грузов способствовали росту числа контейнерных маршрутов.
– Вы работаете в конкурентной сфере транспортного бизнеса. Как Вам удается сохранять лидерские позиции?
– Долгое время мужчины воспринимали меня несерьезно, ведь я единственная женщина-руководитель в этой нише. Поэтому чтобы доказать свою компетентность, вывести наш продукт на рынок, пришлось окончить аспирантуру Университета путей сообщения. В настоящее время работаю над диссертацией по инновационным решениям и новой методике расчетов.
Теперь я могу говорить с коллегами на одном языке, и мужчины не только воспринимают меня всерьез, но и помогают. Иногда наставляют, иногда по-менторски поучают, но я отношусь к этому с женской мудростью.