Елена Кунаева: неиссякаемый источник знаний

Елена Кунаева – независимый эксперт, к голосу которого сегодня прислушиваются участники рынка железнодорожных перевозок. К такому мнению пришли представители и топ-менеджмента ОАО «РЖД», и грузоотправителей, и операторов. Именно поэтому ее можно отнести к наиболее влиятельным персонам в транспортной отрасли.

Елена Кунаева – выходец из семьи железнодорожников. Ее дед был железнодорожником. И железнодорожные традиции хранились в семье от поколения к поколению.

Елена являлась генеральным директором ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» в 2008–2015 гг. В период ее руководства были реализованы многие инновационные идеи, она практически опережала время. В то время в ЦФТО сложилась команда профессионалов, которые не цеп­лялись за старое, но стремились выстроить жизнеспособные иннова­ции на уже проверенной базе. АС ЭТРАН создавалась как электронная транспортная накладная. А затем вокруг нее выстроилась система, позволяющая клиентам дистанционно оформлять грузы и отслеживать пере­возочный процесс в электронном виде. Выбранный в ЦФТО подход был в целом очень позитивно воспринят участниками рынка.
В ЦФТО подтверждают, что именно Е. Кунаева сформулировала основные принципы, на основе которых выстраивалось взаимодействие холдинга с клиентами. Эти принципы и сегодня остаются заложенными в информационные системы, обеспечивающие данное взаимодействие. В первую очередь это относится к АС ЭТРАН. Прошло уже с десяток лет после ухода Елены из структуры РЖД, но тот фундамент электронного документооборота, который был заложен, продолжает развиваться и сегодня. Речь идет, напомним, о том, что клиент, находясь в любой точке России, может открыть компьютер и оформить заявку на железнодорожную перевозку, создать электронный документ с цифровой подписью, который примут в работу.

Стоит отметить, что в цифре можно оформить как груженый, так и порожний вагон. Последнее имеет ценность не только для грузо­отправителей, но и для операторских компаний: «Операторы уже могут и не держать своих представителей на железных дорогах, связанных с оформлением операций с парком, – это возможно сделать из офиса, где у собственника вагонов сосредочен диспетчерский аппарат. Из одного офиса с электронной цифровой подписью стало выполнимым оформлять и грузовые перевозки. Не требуется выезжать на места, где находятся вагоны», – уточнил представитель перевозчика.
Прошло уже с десяток лет после ухода Елены из структуры РЖД, но тот фундамент электронного документооборота, который был заложен, продолжает развиваться и сегодня.
В ОАО «РЖД» особо подчеркивают, что в декабре 2024 года произошло знаменательное событие, которое в ЦФТО начали готовить еще при непосредственном участии Е. Кунаевой: в конце прошлого года с китайской стороной был подписан протокол об обмене электронными документами. Это важно, поскольку между двумя странами сформировался большой грузопоток, а перевозки осуществлялись с распечатками документов в бумажном виде.
Таким образом, успешно реализован пилотный проект, в рамках которого был проведен железнодорожный состав с электронной накладной без бумажных носителей. Сейчас аналогичным образом может оформляться импорт – на РЖД начинают получать грузы из Китая с электронными документами. Это еще раз доказывает эффективность принятых в свое время решений: основополагающие принципы, заложенные при непосредственном участии Елены, работают и сегодня. И данный подход принят китайской стороной.
На том потенциале, который был заложен ранее, в ОАО «РЖД» реализовали и «личный кабинет» клиента. «Без этого сегодня не было бы 28 тыс. пользователей этого программного продукта», – уверены в ЦФТО. Сегодня клиент может и через мобильный гаджет подать заявку на перевозку и пройти процедуры ее согласования, оформить перевозочные и сопроводительные документы, включая подачу и уборку подвижного состава. Это означает, что процедуры работы с клиентами стали проще.

При этом не следует забывать, что «личный кабинет» – только интерфейс, которым пользуется клиент. А вся основа взаимодействия по-прежнему реализована через АС ЭТРАН. И такая идея в свое время прозвучала именно от Елены.
Практически весь формат взаимодействия ЦФТО с грузоотправителями, включая претензионную работу, осуществляется на базе электронного документооборота, основа которого была создана в 2008–2015 гг. А это как раз тот период, когда Елена Кунаева руководила ЦФТО. «В последние 10 лет указанные принципы развивались, и, по сути, мы старались приумножить те достижения, которые изначально закладывались в политику взаимодействия с клиентами», – резюмируют в ЦФТО.

При этом собеседники «РЖД-Парт­нера» особо подчеркивали: Е. Кунаева всегда предельно внимательно относилась к кадрам. Она стремилась к тому, чтобы в коллективе было комфортно работать. Ведь это настроение должно было транслироваться и на отношения с клиентами. «Ее вспоминают как яркого лидера, который не упускал из внимания все самые передовые технологии», – отметил представитель грузоотправителя. «Не менее важно, что Елена всегда была генератором передовых идей. И вокруг нее складывалась команда, стремившаяся реализовать и развить тот потенциал, который содержался в этих идеях», – добавляют представители операторского сообщества. По их словам, эти идеи остаются актуальными и сегодня.

Андрей Лазарев
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Политика конфиденциальности.
ООО «Редакция журнала
«РЖД-Партнер»
ИНН 7826159654
КПП 783801001
ОГРН 1027810304191
Напишите
conf@rzd-partner.ru