Все они обсудили такие вопросы, как претензии к качеству предоставления услуг по железнодорожным перевозкам, причины появления конфликтных ситуаций и их решение, некачественный подвижной состав и оценка объективности подобных претензий, штрафные санкции и большое количество брошенных поездов.
Сумма рисков, по которым ведется претензионная работа в ОАО «РЖД», в 2019 году достигла почти 76,5 млрд руб. Из них по нарушениям сроков доставки грузов – 54 млрд руб., просрочка по вине Центральной дирекции управления движением – 15 млрд руб. и по вине Дирекции тяги – 6,3 млрд руб. В 2020-м, по предварительным оценкам, общая сумма снизилась на четверть и составила 59,6 млрд руб.
По результатам 2020 года одной из самых распространенных претензий стала уплата пеней за просрочку доставки грузов и порожних вагонов – 76% от общего объема предъявленных требований.
Повторяющиеся причины претензий скрывают серьезную проблему – несовершенство законодательства в области организации перевозочного процесса. Несмотря на то, что рынок транспортных услуг развивается, нормативно-правовая база остается неизменной на протяжении долгих лет. Такие важные участники бизнеса, как экспедитор и оператор, формально в рамках действующего Устава железнодорожного транспорта не могут подавать претензии.
Юристы отмечают тенденцию к цивилизованному решению конфликтов. Если 5 лет назад после подачи претензии клиентам поступали откровенные угрозы от должностных лиц, то сегодня приходят либо письма с просьбой отозвать требования, либо конкретные предложения договориться. Так строится конструктивный диалог. Но не все проходит гладко, иногда сотрудники РЖД не выполняют обещаний, данных взамен на снятие претензионных требований.
«В первую очередь необходимо заручиться письменным подтверждением с указанием конкретных сроков решения вопросов, которые вам важны. Во-вторых, не стоит торопиться отказываться от претензии, нужно хотя бы зафиксировать срок исковой давности путем подачи иска в суд. Потому что отозвать требования можно на любой стадии процесса», – советует Е. Петров.
Один из современных трендов – цифровизация транспортной отрасли. Так и в области претензионной работы для большей эффективности разрабатываются и внедряются автоматизированные системы. Несколько лет научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа» РУТ (МИИТ) разрабатывает технологию ЕАСАПР для ОАО «РЖД».
«За прошедший год наш проект очень сильно развился и сейчас охватывает полный цикл всей входящей претензионной работы. Клиенты, которые зарегистрировались в личном кабинете ОАО «РЖД», имеют возможность подать претензию в электронном виде, получить информацию о том, что она принята и будет направлена с присвоенными регистрационными номерами в соответствующее подразделение. Регистрация происходит без участия человека. Кроме того, возможно следить за статусом и ходом рассмотрения претензии и иметь реестр поданных заявок. В результате когда клиент будет работать в программе, он увидит пул претензий, которые сгруппированы по подразделениям», – рассказывает директор научно– образовательного центра «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Вероника Нутович.