Бой в порту
За 9 месяцев на сети повреждено 46,5 тыс. вагонов, что почти на 4% меньше, чем годом ранее. Причем в 94% случаев повреждаемость происходит на путях необщего пользования. Львиная доля повреждений, свыше 80%, приходится на припортовые дороги. По данным управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры, на Дальневосточной магистрали в январе – сентябре повреждено 22,6 тыс. вагонов (-2,1% к аналогичному периоду 2024 года), на Октябрьской – 13,1 тыс. (-5%), на Северо-Кавказской – 2,1 тыс. (-22,5%). Кроме того, в Китае ущерб получили 2,2 тыс. вагонов, главным образом на погранпереходе с Забайкальской железной дорогой.
Основной объем повреждаемого парка – 33,3 тыс. ед. – в РЖД относят к ответственности стивидоров.
В первую очередь в красной зоне находятся полувагоны: в январе – сентябре с учетом всех предприятий, работающих с подвижным составом, пострадало 39,2 тыс. ед., то есть более 84% от всех вагонов, получивших повреждения.
«Ситуация с повреждением вагонов далека от идеала, повреждения кузовов полувагонов происходят в основном из-за использования грейферов. Зимой риск повреждения увеличивается из-за смерзаемости сыпучих грузов, – отмечают в АО «ПГК». – Кроме того, владельцы путей часто не поддерживают их в хорошем состоянии, что приводит к сходам при маневрах».
Согласно статистике управления вагонного хозяйства, в 2025 году увеличили повреждаемость такие компании, как ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП), ООО «Морской порт Суходол», АО «Морской порт Усть-Луга», АО «Морской порт Санкт-Петербург», ООО «ОТЭКО-Портсервис», ООО «Азовский морской порт» и др.
Основная масса парка пострадала на территории предприятий Дальневосточного бассейна (всего на Восточном полигоне за 9 месяцев повреждения получили 26,6 тыс. вагонов – это 57,3% от общего количества). Здесь значительная часть повреждений приходится на АО «Находкинский морской торговый порт», ООО «Порт Вера», ПАО «ВМТП». Стоит сказать, что первые две компании число повреждений к прошлогоднему уровню снизили.
На Северо-Западе больше всего вагонов повреждается в АО «Мурманский торговый порт» (здесь также наметился тренд на снижение) и АО «Морской порт Усть-Луга».
В большинстве стивидорных компаний комментарии по данной теме не предоставили.
В АО «Морской порт Санкт-Петербург» уточнили, что согласно подписанным с РЖД и выверенным с Октябрьской железной дорогой актам по форме ВУ-25 с начала текущего года количество поврежденных вагонов на терминале уменьшилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составило сотые доли одного процента от общего объема обработанного парка. При этом количество выгруженных вагонов на предприятии в целом увеличилось на 22%.
«Для поддержания сохранности вагонного парка используются наилучшие доступные технологии, в том числе современные гидравлические перегружатели, применение которых практически исключает соприкосновение грузозахватных приспособлений с вагоном», – заверили в порту.
Нельзя сказать, что стивидоры не предпринимают мер, чтобы не портить вагоны, говорит другой источник на рынке. Действительно, современная техника, даже относящаяся по типу к грейферной, может свести к минимуму повреждения полувагонов за счет более точных манипуляций грейфером, а также увеличить скорость выгрузки.
Наиболее прогрессивной технологией выгрузки считается вагоноопрокидыватель, правда, это дорогостоящее мероприятие, подходящее больше для специализированных крупных терминалов. Между тем иногда бывает, что груз приходит в порт настолько смерзшимся, что даже вагоноразмораживатель (инфракрасный тепляк) не сильно помогает и перед постановкой на вагоноопрокидывательный комплекс его приходится разрыхлять разными способами. В итоге не обходится без повреждений.
Есть и менее затратные варианты, альтернативные грейферному способу. Например, организация повышенной эстакады для выгрузки сыпучих грузов через люки полувагона.