CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
Железные дороги
Великой войны
История человечества знала немало войн. Но Вторая мировая стала крупнейшим вооруженным конфликтом в современной истории. В военные действия на трех континентах были вовлечены десятки государств, мобилизовано 110 млн человек. Эта война унесла более 50 млн жизней. Половину погибших составили граждане СССР – такова была цена победы, которую заплатила наша страна. Железные дороги в те годы стали стратегическим фактором в военных операциях и сыграли неоценимую роль как для армии, так и для гражданского населения.


Автор текста: Елена Ушкова
Вторая мировая война перекроила политическую карту мира, на полвека вперед закрепив расстановку сил на международной арене.
Победа антигитлеровской коалиции стала возможной благодаря необычайной стойкости, мужеству и массовому героизму советского народа, самоотверженно сражавшегося на фронтах и трудившегося в тылу. В прямом смысле слова на военные рельсы были переведены все отрасли народного хозяйства, в том числе и железные дороги.
От железнодорожников зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений и организация снабжения. За 4 года воинские перевозки в общей сложности превысили 19,7 млн вагонов (это более 444,2 тыс. поездов).
Благодаря железным дорогам была обеспечена эвакуация населения и промышленных предприятий. Эта задача легла на плечи железнодорожников с самых первых дней войны. Советским правительством было принято стратегическое решение о передислокации на восток всех важнейших предприятий из европейской части страны. В короткие сроки вся советская производственная база была перестроена в глубоком тылу, недосягаемом для гитлеровской армии.
Только во второй половине 1941 года, в первую волну эвакуации, для этих целей было привлечено около 1,5 млн вагонов, или 30 тыс. поездов. В сложнейших военных условиях с запада на восток удалось доставить свыше 2,5 тыс. промышленных предприятий, миллионы тонн продовольственных и других грузов.

Во вторую волну эвакуации, летом 1942 года, несмотря на стремительное продвижение врага вглубь страны железнодорожники смогли в кратчайший срок перебазировать в тыл предприятия и население из южных и юго-западных регионов: Воронежской, Орловской, Ростовской, Ворошиловградской и Сталинградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, а также некоторых других районов, оказавшихся под ударами противника. Кроме того, по железной дороге был вывезен хлеб из зернохранилищ, расположенных в Сальских степях и на Кубани, где вырос богатый урожай.
Можно сказать, что железнодорожники всегда находились на переднем крае, ведь объекты железнодорожного транспорта постоянно подвергались вражеским атакам с земли и воздуха. Но даже под непрерывными обстрелами и бомбардировками они смогли обеспечить бесперебойные перевозки для нужд фронта и тыла. При этом под натиском захватчиков железнодорожники всегда последними уходили из городов и сел, спасая других и сражаясь с врагом, оставаясь до последнего на своих рабочих местах.
На вооружении СССР к началу Великой Отечественной находилось 78 бронепоездов. Всего в годы войны на фронтовых магистралях действовало более 500 бронепоездов. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами и перегонами от налетов вражеской авиации. Экипаж каждого бронепоезда (командный состав и технический персонал) состоял в среднем из 21 человека плюс 30–35 пехотинцев. Советские бронепоезда уничтожили и подбили 370 танков, 712 автомобилей, 840 пулеметов, 115 самолетов и сотни единиц другой техники противника.
Также использовался путеразрушитель типа «Червяк». Впервые он был применен еще в ходе Первой мировой войны. При движении паровоза путь разрушался, рельсы деформировались, шпалы ломались и становились непригодными для дальнейшего использования. За час путеразрушитель мог привести в негодность до 10 км пути.

Еще в парк специализированной железнодорожной техники входил артиллерийский транспортер ТМ-1-180. Он позволял вести огонь непосредственно с железнодорожных путей и имел сектор обстрела в 360 градусов. Через 3–4 минуты после прекращения огня транспортер с помощью своих двигателей мог отойти на небольшое расстояние, чтобы не попасть под ответную атаку. Вес снаряда составлял 97 кг, дальность стрельбы – 38 км. В минуту можно было произвести 3,5–5 выстрелов.
При этом была и мирная железнодорожная техника, которая выполняла гуманитарную функцию. К примеру, во время войны двухосные грузовые вагоны были переоборудованы под перевозку людей. Импровизированные пассажирские вагоны назывались теплушками, поскольку в них устанавливались печки. В одной теплушке помещалось в среднем 28–32 человека.
Для оказания помощи раненым были организованы военно-санитарные поезда. Состояли они из специально оборудованных вагонов для легко- и тяжелораненых, изолятора, аптеки, перевязочной, кухни и служебного вагона. В годы войны в эвакуации раненых участвовало 11 863 санитарных поезда.

На плечи железнодорожников легла вся работа по восстановлению разрушенных войной станций и узлов, локомотивных и вагонных депо, мостов и других сооружений. Их труд позволил обеспечить проведение наступательных операций, а позднее – восстановить экономику в освобожденных районах страны. За годы войны специалистами железных дорог было восстановлено около 120 тыс. км путей и построено порядка 10 тыс. км новых стальных магистралей – как в прифронтовой полосе, так и в тылу.
С того майского дня, когда прозвучало долгожданное и заветное слово «Победа!», минуло 72 года. Память о беспредельной стойкости нашего народа живет в воспоминаниях и рассказах участников тех событий, на пожелтевших страницах газет, выцветших фотографиях, во фронтовых письмах, в книгах и кинохронике. В любые времена важно знать и помнить настоящую горькую цену победы.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda