Кто не рискует, тот не перевозит шампанское
Вопросы контроля со стороны регуляторов в транспортной сфере, пожалуй, не меньше влияют на эффективность бизнеса, чем та же тарифная политика. Однако говорить о первых сложнее в силу определенной закрытости отечественного бизнеса и инертности правового поля.
Вопросам администрирования транспортного бизнеса во многом и была посвящена вторая сессия прошедшего в Москве транспортно-логистического форума «Грузовая панорама». В ходе экспертного диалога «Грузовая палитра: всяк сверчок знает свой шесток» участники форума не стали обходить стороной острые вопросы перевозочного процесса. Один из них – дисбаланс межтранспортной конкуренции, выстроенный практически на серых схемах непрозрачной конкуренции.

Так, например, железная дорога и автомобильный транспорт наиболее тесно соприкасаются в борьбе за перевозку строительных грузов. При этом с начала года в перевозках высокопрочного щебня, основной объем которого отправляется по железной дороге, наблюдается отрицательная динамика.
Как рассказал генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой, за 8 месяцев текущего года падение отмечено на большинстве дорог, но наибольшее приходится на Октябрьскую, Южно-Уральскую, Северо-Кавказскую магистрали.

В то же время за 8 месяцев этого года, по данным Росстата, динамика промпроизводства в сегменте добычи нерудных ископаемых росла. «Сложившийся дисбаланс между ростом добычи и снижением объемов перевозок по железной дороге объясняется переходом данной номенклатуры на автомобильный транспорт. При этом многие автоперевозчики работают с нарушением норм весогабаритного контроля, что не позволяет железнодорожному транспорту работать в нормальной конкурентной среде», – отмечает эксперт.
Необходимо прорабатывать системное применение механизмов регулирования в сфере естественных монополий (в части прямого установления тарифов) и антимонопольного регулирования (в части мониторинга монопольно высоких цен в сегментах, формально относящихся к конкурентным). Нужен системный упреждающий мониторинг сбалансированности функционирования рынков. Критерием баланса интересов на рынке перевозок должен быть в том числе непрерывный мониторинг рентабельности продаж всех его участников: производителей, владельцев предприятий промышленного железнодорожного транспорта, перевозчиков, операторов и портов.
Александр Синев,
президент ООО «Институт развития транспортных систем»
Однако автомобилисты, со своей стороны, не советуют полагать, что автоперевозки – самый доходный и процветающий бизнес по сравнению с другими видами транспорта. В сфере грузовых автоперевозок также наблюдается ряд негативных тенденций, как отмечает президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

По словам эксперта, государство, принимая важные законы для отрасли, так и не смогло выработать и применить на практике эффективную систему контроля за их выполнением. Так, на дорогах страны повсеместно нарушаются такие законы, как действующие требования к соблюдению весогабаритного контроля, контролю режима труда и отдыха, положения действующей фискальной нагрузки.
При этом ухудшение финансового положения в сфере автомобильных грузоперевозок приводит к тому, что парк грузового автотранспорта в РФ стареет. Его средний возраст на сегодняшний день превышает 20 лет.
Для повышения эффективности работы в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом в ассоциации разработан ряд предложений со стороны участников рынка. «Наши предложения сводятся к тому, что необходимо принять закон о грузовых автомобильных перевозках, выстроить реальную систему контроля за исполнением законодательства, провести аудит законодательства с применением регуляторной гильотины, внедрить в автогрузоперевозках почасовую систему оплаты и строить дороги с повышенной нагрузкой», – отмечает В. Матягин.
Помимо всего прочего, сегодня на рынке грузовых перевозок имеется ряд рисков юридического характера, возникающих для собственников и руководителей компаний, считает старший партнер адвокатского бюро «ЗКС» города Москвы Андрей Гривцов. Среди наиболее актуальных рисков для собственников и руководителей компаний, работающих на рынке грузовых перевозок, можно назвать такие, как обвинения по фактам коррупции, мошенничества и растраты имущества. Также зачастую могут возникнуть вопросы по корпоративным конфликтам, перешедшим в уголовно-правовую плоскость, налоговым преступлениям, неправомерным действиям при банкротстве организации, превышению и злоупотреблению должностными полномочиями госслужащими и работниками коммерческих организаций. В зону риска также входят невыполненные обязательства по контрактам, в том числе государственным.

Таким образом, участникам перевозок, помимо непосредственных факторов организации основного вида деятельности, необходимо иметь в виду массу косвенных, но крайне важных переменных, могущих в одночасье перевернуть привычный ход событий. С учетом этого всегда лучше быть предупрежденным и вооруженным аналитикой от специалистов на мероприятиях РЖД-Партнера, чем беспечным и неинформированным.

Екатерина Борисова
Made on
Tilda