Как отправить груз в срок: фантомы и реальность
Транспортно-логистический форум «Грузовая панорама» привлек к себе внимание своей неординарностью на фоне ряда других мероприятий. Выступления в рамках программы получились достаточно яркими, ведь участники говорили о том, что наболело. И многие пришли сюда, прежде всего, в надежде увидеть реалистичную картину и ознакомиться с теми трендами, которые сложились сейчас на рынке.
Как выяснилось в кулуарах, часть компаний в настоящее время ощущают тревогу и подумывают о принятии мер для подстраховки, разрабатывают проекты, которые помогли бы им удержаться на плаву в нынешний нелегкий период. В частности, одна из деликатных тем сейчас – особенности оказания услуг оперирования в период, когда рабочий парк активно пополняется новыми дорогими вагонами, а ставки аренды на них пошли вниз под влиянием неустойчивости спроса на железнодорожные перевозки и изменчивости логистических цепочек на ряде традиционных направлений.

Неслучайно пленарная сессия была названа «Перевозки-2019: эффект бабочки». Ее ключевая тема – от чего зависит эффективность перевозок?
Конечно, в первую очередь она зависит от инвестиций в инфраструктуру. Они необходимы. Вопрос в том, на какие проекты рациональнее направить средства, чтобы получить наилучший результат. Как считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, на сети РЖД есть резервы для повышения эффективности грузоперевозок. В своем сообщении он показал на примере Восточного полигона, как оптимально расшить узкие места и использовать имеющиеся резервы для пропуска грузопотоков.
Мы провели исследование возможности применения точечных решений, связанных с изменением технологии работы для развития узких мест на Восточном полигоне. Это может серьезно увеличить объемы перевозок без значительных инвестиций в инфраструктуру. Выделено шесть возможных направлений таких решений: график движения поездов, путевое развитие участков, применение толкачей, технология ремонтных работ, изменение весовых норм и оптимизация пассажирской работы. Только использование обхода Северомуйского тоннеля для пропуска порожних составов и пассажирского движения может принести ОАО «РЖД» доход почти в 30 млрд руб. в год.
Владимир Савчук,
заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий
Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин обратил внимание на другой аспект: использование современных систем моделирования позволяет утверждать, что важен не только тариф, но и расходы, которые несут участники рынка. А на них сильно влияет технология организации движения. Но здесь отнюдь не все гладко.

По его словам, учащение срыва подсыла порожняка, увеличение количества запретов на подсыл вагонов в нужное время на заказанном маршруте (логистический контроль, конвенции) и нарушений срока доставки груза (из-за простоев подвижного состава – вплоть до брошенных поездов) приводят к парадоксу: на сети вроде бы сложился профицит полувагонов, однако на наиболее востребованных направлениях наблюдается их дефицит. И он постепенно перерастает в дефицит инфраструктуры.
Вместо обещанных полигонных технологий и сквозных маршрутов все управление у монополии сводится к старым схемам передачи составов от стыка к стыку. Выходит, данный вопрос – системный. И необходимо вносить поправки в планирование перевозок на сети РЖД.
Неудивительно, что у операторов есть немало вопросов к ОАО «РЖД», отметил президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев. Есть вопросы и к регуляторам – их решения должны быть взвешенными, чтобы не нагрузить собственников лишним расходами. Например, принудительная замена традиционных подшипников на кассетные для оператора, у которого под управлением 14 тыс. вагонов, потребует 3 млрд руб. дополнительных капиталовложений.
Очевидно, что к концу года РЖД выйдут на заложенные в ДПР параметры обеспечения объема перевозок в соответствии с базовым сценарием. Спад погрузки преодолен и наблюдается тенденция к росту. В июле и августе объемы уже вернулись на уровень 2018-го, а тенденции и планы грузоотправителей на осень позволяют ожидать показатели не ниже уровня прошлого года. Снижение перевозок угля компенсируется ростом отправок строительных материалов, нефтепродуктов, других грузов. Ожидаемый прирост погрузки по Восточному полигону – порядка 6,5 млн т, по Северо-Западу – 3,5 млн т.
Алексей Замковой,
заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта»
В итоге финансовая надежность разных собственников вагонов зависит от множества факторов. В лизинговых компаниях, например,
не могут назвать средний уровень ставок, который станет критическим для операторов. Ведь следует оценивать, какие доходы и расходы генерирует в данный момент компания. Тут придется брать во внимание и выбранную схему управления парками, и стратегию развития, и стоимость ремонта, и многое другое, как отметила директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли АО «Газпромбанк Лизинг» Марина Беленкова.
О том, как могут сложиться межотраслевые и межрегиональные балансы, сообщил заместитель генерального директора АО «Институт экономики и развития транспорта» Алексей Замковой. Однако и он вынужден был признать, что отрасль пока развивается по довольно пессимистичному сценарию. Рост погрузки ожидается всего лишь не ниже уровня прошлого года, что укладывается в базовый сценарий развития ОАО «РЖД». Однако следует понимать, что в некомфортных условиях клиент будет стремиться уйти с железной дороги на другие виды транспорта.
Если до развития операторского бизнеса в дефиците был инвентарный вагон, то теперь таким дефицитом оказалась инфраструктура. Наличие нескольких систем планирования только внутри ОАО «РЖД» приводит к конфликту интересов между участниками рынка. Отчасти решить проблему увеличения порожнего пробега на сети дорог и обеспечить выполнение заявок на перевозки грузов третьего тарифного класса может раскрытие информационной базы данных ОАО «РЖД» формы ГУ-12 для операторов.
Павел Иванкин,
председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта
Поэтому регуляторам следует заботиться о создании оптимального межотраслевого баланса на транспорте. А вот как именно необходимо совершенствовать российское законодательство – эту тему достаточно подробно осветил президент Национальной ассоциации транспортников, член Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию Георгий Давыдов.
В целом же форум выявил целый массив различных аспектов, связанных с рисками, возникающими при перевозках грузов. Но это ли не главное сейчас – четко понимать сложившиеся на рынке тренды и видеть возможные варианты хеджирования рисков? Ведь не зря говорят: проинформирован – значит вооружен.

Александр Солнцев
Made on
Tilda