«Только за счет того, что не было потока на железную дорогу, Забайкальску удалось «растащить» образовавшуюся пробку. Но им потребовалось на это 3,5 месяца. Новых путей не построили, фитинговых платформ больше не изобрели. Но сейчас я бы рекомендовала идти с грузами на железную дорогу», – добавила эксперт, подчеркнув, что спрос на железнодорожные перевозки в прямом сообщении Китай – Москва только в II квартале 2025 года стал даже не расти, а лишь активизироваться, и на данный момент это де-факто самый экономичный вид транспорта для грузовых отправок в направлении Дальнего Востока, поскольку ставки упали ниже доковидных.
Снижение импорта
Виктория Шестакова подчеркивает, что сейчас железная дорога – это самый экономичный способ перевозки из Китая.
«Поток импорта и экспорта снижается, и это отмечают все: и транспортные, и экспедиционные компании. Спрос падает. Когда мы обращаемся к постоянным клиентам с вопросами «Что случилось? Куда они уходят?», они говорят: «Мы просто столько [сколько раньше] уже не закупаем». Как итог, в II квартале 2025 года это спровоцировало колоссальное падение ставок на железной дороге (-33%), море (-23%), авто (-18%)», – комментирует эксперт. Стабильно держится только авиация.
Например, для 40-футового контейнера тариф в 2019 году составлял свыше $6000. Затем он повышался и в 2022 году достиг своего пика – $11 000. После планомерно снижался, упав в 2025 году до $4000.
Эксперт подчеркнула, что у рынка впереди III и IV – предновогодний – кварталы, и выразила надежду, что в этой связи доверие к железнодорожному транспорту восстановится и участники ВЭД вернутся на сеть РЖД.
Анна Маничева