Сухая статистика
Показатели товарооборота по всем месяцам 2025 года пока ниже прошлого года. Ситуация на рынке внешнеэкономической деятельности двух стран меняется: импорт из Китая в Россию падает. То же происходит и в экспорте. По итогам апреля ситуация стала выправляться, но в мае вновь произошел обвал. По итогам января – мая 2025 года уже можно констатировать, что помесячный товарооборот РФ и КНР в денежном выражении ниже показателей за аналогичные периоды 2023 и 2024 года.
«Если говорить про текущий год, то тенденция негативная: товарооборот за первые 5 месяцев упал больше чем на 8% и основной урон нанесен российскому экспорту, который сокращается более значительными темпами, чем импорт», – объяснил председатель Русско-Азиатского делового совета Максим Кузнецов.
Импорт КНР – РФ
В январе 2025 года в сравнении с данными за 2024 и 2023 год российский импорт из КНР был на рекордно высоком уровне в денежном выражении, а в феврале – ниже предыдущих лет. В марте шел примерно на одном уровне с 2024 годом, а к маю снова отклонился от тренда и оказался в аутсайдерах.
По словам эксперта, ситуация со снижением импорта во многом рукотворна. Во-первых, это связано с падением импорта грузовых, легковых автомобилей и другого транспорта из-за роста утилизационного сбора. «Наш Минпромторг всячески подталкивает китайских производителей к началу локализации своего производства на территории России. Поэтому ряд дилеров в конце 2024 года рекордно затаривали склады. В результате причина снижения импорта – высокая база прошлого года и низкая этого», – говорит М. Кузнецов.
Второй фактор – фактическая недоступность финансирования со стороны банков. Речь не только про высокую ключевую ставку, но и высокие нормы резервирования, которым банки вынуждены следовать. «Экономика растет медленнее, спрос на товары длительного потребления – автомобили, технику – сокращается, как сокращается и потребление товаров бытового назначения, например, одежды и обуви», – добавил эксперт.
Оживление импорта может случиться, но только не в китайско-российском направлении. Так, переговоры с американскими властями по украинскому кризису поселили в некоторых крупных корпоративных заказчиках веру, что санкции ослабят. Поэтому промышленные предприятия, перед которыми стоит вопрос модернизации оборудования, предпочитают подождать полгода-год до ослабления санкций. В этом случае они смогут закупить европейское и американское оборудование вместо китайского.
«Потому что китайское [оборудование] во многом позволяет заменить западные аналоги, но по некоторым позициям является лишь компромиссным решением», – подчеркнул М. Кузнецов.