Пока же китайские компании предпочитают в большей степени действовать самостоятельно. «Китайцы пока не доверяют такому формату, как совместные предприятия. Они приходят на российский рынок, пытаются наладить работу самостоятельно и совершают большое количество ошибок. Аналогично наши экспортеры приходят в Китай и пытаются на том рынке работать по-российски. Не работает ни то, ни другое, – объясняет А. Брицко. – Не знаю, как в промышленности, но в потребительском секторе китайские компании, которые будут работать на нашем рынке как российские юридические лица, в ближайшие год-два разберутся со всеми тонкостями: сложностями импорта, сертификации, особенностями работы на маркетплейсах – и составят серьезную конкуренцию отечественным производителям».
Между тем в 2025 году ежемесячная регистрация китайских компаний в качестве юрлиц на территории России выросла в 3 раза. И здесь схема закольцовывается: лозунг бизнеса последних лет «это не очередной барьер, но очередная возможность» сработает при правильном подходе. Воспользоваться складывающейся ситуацией и выиграть в новых условиях можно. Нужно лишь найти подход к иностранным партнерам, выстраивать стратегическое партнерство на всех уровнях. «Китайскому бизнесу, безусловно, интересно инвестировать туда, куда выгоднее ему, а не российской экономике, но если с помощью цифр убедить, что экономия от совместного предприятия будет выше, чем при обычном импорте с китайской фабрики, то высока вероятность заключения обоюдовыгодного соглашения», – резюмировал А. Брицко.
Анна Маничева