Специальный проект журнала "РЖД-партнер"
Груз в безопасности
В современных условиях растущего товарооборота между Россией и Китаем вопросы страхования грузовых перевозок приобрели особую значимость. Переориентация логистических потоков на восток и увеличение количества рейсов неизбежно привели к повышению рисков возникновения инцидентов. В связи с чем транспортные компании и владельцы грузов активно ищут способы защиты своих интересов, сталкиваясь при этом с особенностями работы на стыке двух различных правовых систем.
По словам основателя российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александра Стрельникова, в 2025 году существует 3 ключевых фактора, влияющих на ситуацию со страхованием.

Во-первых, после выхода России из системы «Зеленая карта» в июне 2023 года китайские перевозчики вынуждены приобретать российское ОСАГО на границе. «Между тем для них пока нет аналога вроде «Голубой карты» (документ, подтверждающий право на временное проживание и работу в странах ЕС для высококвалифицированных специалистов из стран, не входящих в ЕС. – Прим. ред.), что усложняет жизнь перевозчикам и повышает их риски», – отмечает А. Стрельников.

Во-вторых, из-за санкций и отказа западных перестраховщиков от работы с российскими перевозками отечественный бизнес начал чаще практиковать страхование в китайских страховых компаниях, таких как PICC и China P&I Club.

В-третьих, с конца 2024 года китайская государственная компания Sinosure (страхует экспортные поставки от рисков неплатежей в рамках внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества) начала отказывать российским импортерам в страховании экспортных поставок.

На сегодняшний день между Россией и Китаем отсутствует единое двустороннее соглашение по страхованию грузов. Перевозки регулируются национальными законами и международными стандартами, такими как «Инкотермс» (FOB, CIF) или конвенция CMR (для автоперевозок), хотя Китай не является участником последней.

Особенности страхования различаются в зависимости от вида перевозок. При автомобильных перевозках Россия использует CMR, а Китай – двусторонние договоры. Обязательное страхование включает ОСАГО/CTPLI. Железнодорожные перевозки регулируются международным соглашением, где страхование груза является добровольным. Морские перевозки покрываются клубами взаимного страхования, такими как China P&I Club в Китае и «Ингосстрах» в России.
На страховой рынок в 2025 году влияют три фактора: необходимость для китайских перевозчиков оформлять российское ОСАГО после выхода РФ из системы «Зеленая карта», переход части российских компаний на страхование в китайских фирмах и отказ Sinosure страховать экспортные поставки в Россию. Эти изменения повышают риски и усложняют работу участников рынка.
Несмотря на теоретическую возможность страхования российских перевозчиков в китайских компаниях и наоборот, на практике это сопряжено с серьезными трудностями. «Может ли российский перевозчик застраховаться в Китае? Теоретически да, но на практике это почти не встречается. Процесс будет сложным из-за языкового барьера, незнакомого законодательства и трудностей с верификацией страховой компании. Гораздо важнее другой вопрос: можно ли положиться на страховку китайского партнера? Делать это рискованно. В случае проблем придется вести диалог с китайской страховой компанией по китайским законам. Это долго, дорого и непредсказуемо. Также при страховании за границей перевозчик не сможет отнести расходы на себестоимость, что влечет за собой и налоговые риски в России», – говорит директор Центра страхования транспортных рисков ООО «СК «Капитал-полис» Павел Евстратов.

Наиболее надежным решением для российских компаний остается оформление полиса в отечественной страховой организации. При возникновении страхового случая процесс урегулирования происходит следующим образом: российская страховая компания выплачивает возмещение своему клиенту, после чего самостоятельно ведет работу по взысканию средств с виновной стороны.

«Компания из Новосибирска в начале 2025 года застраховала партию электроники через PICC Cargo, несмотря на отказ Sinosure. Они наняли брокера в Суйфэньхэ, оформили полис за 0,15% стоимости груза и получили выплату за поврежденный контейнер за 20 дней. Мораль: правильный выбор страховщика спасает бизнес, – подчеркивает А. Стрельников.

«Кроме того, всегда встает вопрос платежей: как заплатить и в какой валюте. В связи с тем, что есть определенные ограничения, этот вопрос все еще актуален. Хотя множество российских юридических лиц, которые занимаются внешней торговлей, уже научились платить в юанях», – отмечает основатель и президент страховой компании «ПАРИ» Александр Кудряков.

Поэтому самый надежный и правильный путь для российской компании – иметь собственный полис страхования ответственности или страхования груза, купленный в российской компании. Тем более что полисы большинства серьезных игроков распространяются на международные перевозки без каких-либо ограничений.

Кроме того, в 2025 году наблюдаются новые тенденции в страховании: внедрение блокчейн-технологий для прозрачного учета страховых случаев, рост спроса на страхование мультимодальных перевозок и планы по запуску системы Blue Card к середине 2026 года.

Анна Маничева
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru