Несмотря на теоретическую возможность страхования российских перевозчиков в китайских компаниях и наоборот, на практике это сопряжено с серьезными трудностями. «Может ли российский перевозчик застраховаться в Китае? Теоретически да, но на практике это почти не встречается. Процесс будет сложным из-за языкового барьера, незнакомого законодательства и трудностей с верификацией страховой компании. Гораздо важнее другой вопрос: можно ли положиться на страховку китайского партнера? Делать это рискованно. В случае проблем придется вести диалог с китайской страховой компанией по китайским законам. Это долго, дорого и непредсказуемо. Также при страховании за границей перевозчик не сможет отнести расходы на себестоимость, что влечет за собой и налоговые риски в России», – говорит директор Центра страхования транспортных рисков ООО «СК «Капитал-полис» Павел Евстратов.
Наиболее надежным решением для российских компаний остается оформление полиса в отечественной страховой организации. При возникновении страхового случая процесс урегулирования происходит следующим образом: российская страховая компания выплачивает возмещение своему клиенту, после чего самостоятельно ведет работу по взысканию средств с виновной стороны.
«Компания из Новосибирска в начале 2025 года застраховала партию электроники через PICC Cargo, несмотря на отказ Sinosure. Они наняли брокера в Суйфэньхэ, оформили полис за 0,15% стоимости груза и получили выплату за поврежденный контейнер за 20 дней. Мораль: правильный выбор страховщика спасает бизнес, – подчеркивает А. Стрельников.
«Кроме того, всегда встает вопрос платежей: как заплатить и в какой валюте. В связи с тем, что есть определенные ограничения, этот вопрос все еще актуален. Хотя множество российских юридических лиц, которые занимаются внешней торговлей, уже научились платить в юанях», – отмечает основатель и президент страховой компании «ПАРИ» Александр Кудряков.
Поэтому самый надежный и правильный путь для российской компании – иметь собственный полис страхования ответственности или страхования груза, купленный в российской компании. Тем более что полисы большинства серьезных игроков распространяются на международные перевозки без каких-либо ограничений.
Кроме того, в 2025 году наблюдаются новые тенденции в страховании: внедрение блокчейн-технологий для прозрачного учета страховых случаев, рост спроса на страхование мультимодальных перевозок и планы по запуску системы Blue Card к середине 2026 года.
Анна Маничева