Специальный проект журнала "РЖД-партнер"
Логист:
невидимый архитектор современного мира
Представьте себе обычное утро. Вы просыпаетесь от аромата свежесваренного кофе из бразильских зерен, надеваете футболку, сшитую во Вьетнаме, и берете в руки смартфон, собранный в Китае. За этим простым утренним ритуалом стоит грандиозная работа сотен логистов по всему миру – тех самых «невидимых героев», которые делают нашу жизнь такой удобной.
Караваны верблюдов превратились в цифровые потоки

Термин «логистика» произошел от греческого слова logistike – искусство рассуждать, вычислять. Первые логисты (или логистики) в Древней Греции и Древнем Риме формировали запасы, распределяли продукты, отвечали за обмен товарами между провинциями. В Византии они же участвовали в снабжении армии провизией и амуницией.

История логистики – это история человеческой цивилизации в миниатюре. Древние финикийцы, перевозившие пурпурную краску по Средиземному морю, венецианские купцы эпохи Возрождения, британские торговые компании колониальной эпохи – все они были логистами своего времени.
Одним из крупнейших логистов можно назвать и Петра I. Он организовал маршрут для поставки большого количества строительных материалов, рабочей силы и зарубежных специалистов. Создал крупный город, ставший центром торговли с европейскими странами и центром развития оборонной промышленности. Устроил переезд в новую столицу всех подчиненных двора – сенаторов, чиновников, иностранных посольств, государственных служб. Еще один грандиозный логистический проект XIX века – перевозка в столицу России египетских сфинксов. Офицер Андрей Муравьев, несмотря на множество трудностей, справился с этой задачей.

Но настоящая революция произошла в 1956 году, когда предприниматель Малкольм Маклин впервые погрузил 58 контейнеров на переоборудованный танкер Ideal X. Эта, казалось бы, простая идея стандартизации грузов изменила мир сильнее, чем многие политические революции. Сегодня огромные контейнеровозы, перевозящие до 24 000 контейнеров, стали кровеносной системой глобальной экономики.
Один день из жизни современного логиста

7.30. Дмитрий, менеджер по логистике в крупной российской торговой сети, включает ноутбук под звук кипящего чайника. Первое, что он проверяет, – сводку по грузам:
– фура с товарами из Казани застряла в пробке под Нижним Новгородом – водитель пишет, что движение парализовано из-за ремонта трассы М-7;
– железнодорожный состав с металлопрокатом из Магнитогорска задержался на сортировочной станции – нужно срочно уточнить, успеет ли он к разгрузке до конца смены;
– контейнер с электроникой из Владивостока только прошел таможню в Находке – теперь важно скоординировать его перегрузку на автотранспорт.

9.00. Планерка с отделом закупок. Обсуждают, как перестроить поставки из-за новых санкционных ограничений на комплектующие. Вместо польских поддонов теперь нужно искать российские аналоги, а некоторые запчасти – переориентировать через Казахстан.

11.30. Встреча с перевозчиком. Договариваются о новых тарифах – из-за роста цен на дизель транспортная компания требует +15% к ставкам. После получаса жестких переговоров сходятся на 8%, но только при гарантии еженедельного объема перевозок.

14.00. Автоматизированный склад. Вместе с IT-специалистами тестируют обновленную WMS – систему управления складом. Проблема: сканеры плохо считывают новые этикетки, приходится вносить корректировки в реальном времени.

16.30. ЧП: на выезде из ТЦ лопнула покрышка у фуры с бытовой техникой. Груз застрахован, но клиенты ждут заказы к выходным. Дмитрий оперативно находит подменный транспорт в соседнем регионе – машина выедет через 3 часа.

19.00. Подведение итогов. Сегодня удалось: снизить простой вагонов на железнодорожной ветке на 2 часа, запустить пробную поставку товаров через новый маршрут (Екатеринбург – Пермь – Москва), согласовать переход на отечественные транспортные документы вместо международных CMR.

21.00. Дмитрий за ужином получает сообщение: завтра утром на таможне в Брянске ждут проверку 3 фуры с оборудованием. Нужно подготовить дополнительные сертификаты. «Ну вот, завтра снова рано вставать», – улыбается он, откладывая телефон.

Так выглядят будни российского логиста – динамичные, многозадачные, но всегда с возможностью найти нестандартное решение. И хотя эта работа не заметна конечному потребителю, именно от таких специалистов зависит, чтобы полки магазинов были заполнены, а интернет-заказы приходили вовремя.
Синергия ИИ и человека

Современная логистика – это удивительный симбиоз человеческого интеллекта и цифровых технологий. Искусственный интеллект может рассчитать оптимальный маршрут, но только опытный логист почувствует, когда стоит заплатить больше за авиаперевозку, чтобы сохранить важного клиента.

«Умные» склады с роботами-комплектовщиками впечатляют, но именно понимание человеком всех нюансов позволяет избежать курьезных ситуаций. Как в том случае, когда система автоматически отправила в один грузовик живых крабов и коробки с шоколадом. К моменту доставки и те, и другие оказались непригодны к употреблению.

В эпоху, когда нейросети пишут стихи, а роботы делают хирургические операции, логистика остается той сферой, где машины не заменят человека, а лишь усилят его возможности. Ведь никакой алгоритм не сможет уловить нюансы переговоров с водителем-дальнобойщиком в 3 часа ночи; предвидеть, как политический кризис в одной стране повлияет на цепочки поставок в другой через полгода; найти нестандартное решение, когда все стандартные варианты исчерпаны.

Как сказал один опытный логист: «Наша работа – это 20% математики, 30% психологии и 50% умения находить выход из безвыходных ситуаций».
Логистика – это не просто профессия. Это особый взгляд на мир, где каждая вещь в вашем доме – участник увлекательного путешествия через континенты и океаны. Это постоянный вызов, динамика и удовлетворение от того, что ваша работа реально меняет мир к лучшему. Как говорил древнекитайский стратег и мыслитель Сунь-цзы, граница между порядком и беспорядком заключается в логистике.
Что ждет профессию?

Ближайшие 5 лет для логистики – это: массовый переход на зеленые технологии (электрогрузовики, экологичная упаковка); виртуальные склады и 3D-печать товаров прямо в пунктах выдачи; полная прозрачность цепочек поставок благодаря блокчейну и многое другое.

Зарплатный потолок:

– начинающий специалист – 50–70 тыс. руб.;
– опытный менеджер – 120–200 тыс. руб.;
– топ-менеджер в международной компании – от 300 тыс. руб.+.

Есть несколько условий, которые показывают, что вам определенно стоит идти в логистику. Если вы:
– обожаете головоломки и сложные задачи,
– не боитесь работать в режиме «тушения пожаров»,
– хотите профессию, где технологии меняют правила игры каждый год,
– мечтаете работать в международной среде.

Тогда логистика вас точно не разочарует. Это профессия для тех, кто любит, чтобы все двигалось, развивалось и приносило реальную пользу – от вовремя доставленных лекарств до свежих фруктов в ближайшем супермаркете.
P.S. Кстати, пока вы читали эту статью, в мире совершилось около 5 миллионов логистических операций.

Анна Кашурина
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru