Председатель «Организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда железнодорожного транспорта России» подчеркнул, что в разрезе 10–15 лет должна завершиться реконструкция и строительство вторых путей в зоне Байкало-Амурской магистрали. Она станет сплошной двухпутной, что существенно улучшит пропускную способность. А это необходимо, потому что объем перевозок будет увеличиваться: спрос на сырье, уголь, нефть, газ, продукцию металлургической промышленности есть. Как только экономика вернется в стабильность, транспорт будет сполна обеспечен работой.
Также будущее железной дороги за новыми технологиями, которые меняют привычный уклад работы: искусственный интеллект оптимизирует транспортные потоки, помогает в регулировании движения. Платформенные решения облегчают доступ к информации и управлению. Тем не менее актуальным вызовом остается интеграция всех новшеств в единую эффективную систему.
«Видим, что значительно усилится влияние технологий, в связи с этим уже сейчас обновляются рабочие профессии. Появятся современные инструменты, например, управление поездом без машиниста. Наверное, это будет внедрено на отдельных участках, возможно, сперва в качестве эксперимента в районе Москвы. Перевозочные документы полностью будут переведены в электронный формат. Появятся новые современные системы, контролирующие сроки службы и безопасную работу железнодорожного транспорта», – добавляет Н. Никифоров.
Железная дорога – это в первую очередь люди, обеспечивающие правильную, безопасную работу транспорта. Без их работы невозможны ни инновации, ни движение. Немаловажный аспект стабильной работы железнодорожного транспорта – в обеспечении достойных условий труда и отдыха персонала.
«Уверены, будет много сделано для улучшения условий работы, особенно машинистов грузового движения – все кабины поездов и иные рабочие места будут оборудованы кондиционерами и прочими необходимыми устройствами
жизнеобеспечения. Самая большая проблема в перспективе может возникнуть в обеспечении кадрами, что вызвано снижением средней заработной платы в компании к общероссийской, – отмечает Н. Никифоров. – Если коэффициент зарплат в РЖД всегда находился на уровне 1,4–1,5 к общероссийскому уровню, то сейчас – 1,1. Люди работают, чтобы зарабатывать, и тема заработной платы остается номером один. Ее надо повышать, и компания работает в этом направлении. Обеспечение роста зарплаты позволит укрепить кадровый состав, тем более что у РЖД есть хороший, конкурентный социальный пакет».
Железнодорожный транспорт обязательно вступит в новую эру, открывая новые горизонты развития, сохраняя при этом все лучшее из накопленного опыта.
Анна Маничева