Специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
к Дню Железнодорожника 2025
«Платежеспособный спрос – энергия
для работы и развития железнодорожного транспорта как вида бизнеса»
Драйверами развития железных дорог на ближайшее десятилетие станут: поддержание и достижение лучших параметров по конкурентоспособности, росту производительности всех ресурсов – не только трудовых, но и технологических, материальных, энергетических, инфраструктурных.
Эффективность и технологии

Идеология конкурентного преимущества компании РЖД состоит в создании привлекательных условий для максимально обоснованного количества грузов и пассажиров с постоянно улучшающимися показателями качества перевозки. Прежде всего повышение качества должно отражаться в показателях, связанных со временем и надежностью всех элементов перевозочного процесса. Именно этим целям будут подчинены технологические и управленческие инновации.

Организационные изменения должны быть ориентированы на концентрацию инструментов управления в центрах ответственности, ликвидацию неэффективных и избыточных структурных звеньев. Эффективность внутриотраслевой (межхозяйственной) функциональной цепочки «заказчик – исполнитель» в компании должна стать основой совершенствования системы мотивации и ответственности организационных структур.
Все звенья управления должны быть нацелены на удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки. Платежеспособный спрос – энергия для работы и развития железнодорожного транспорта как вида бизнеса. Его поддержка и развитие – постоянная задача для стратегической устойчивости компании.

Я думаю, за 10 лет не произойдет коренного изменения технологической базы железнодорожного транспорта. Взаимодействие «колесо – рельс» останется физической основой техпроцесса перевозок. Однако прогресс будет серьезно продвигать инновации в области систем управления перевозками, включая задействование искусственного интеллекта для оптимизации использования возможностей инфраструктуры, тяги и человеческого капитала, применения новых материалов в конструкциях инфраструктуры, локомотивного и вагонного парков. Повсеместное использование получат технологии интервального регулирования движения, управления локомотивом в одно лицо, технологии диагностики и мониторинга технических средств на основе интернета вещей и больших данных. Начнется локальное внедрение водородной тяги на неэлектрифицированных участках и гибридной тяги на маневровой работе.

Цифровые технологии оказывают сейчас и продолжат оказывать существенное влияние на развитие компании. Цифровизация – самый действенный инструмент совершенствования уже введенных технологий. Большее влияние на будущее компании окажет цифровая трансформация, которая должна быть направлена на выход компании на новые рынки и следующий технологический уровень.

Развитие топологии сети дорог будет сосредоточено на повышении провозных способностей на меридиональных направлениях Север – Юг по трем коридорам – Каспийскому, Средне-Сибирскому и Дальневосточному.

Амбициозный проект ВСМ

Высокоскоростное сообщение на горизонте 10–15 лет будет реализовываться в рамках принятой правительством концепции создания высокоскоростных маршрутов Москва – Санкт-Петербург, Москва – Минск, Москва – Адлер, Москва – Рязань и Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург. Фактически создаются два уникальных для мирового железнодорожного транспорта направления: Минск – Москва – Адлер и Санкт-Петербург – Москва – Екатеринбург. Протяженность каждого – около 2400 км. Это будет серьезным технологическим и социальным прорывом для нашей страны. В дальнейшем ВСМ будет обоснована для развития в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Вызовы железной дороге

Главные вызовы для железнодорожного транспорта на ближайшие десятилетия – непропорциональные госинвестиции в строительство автодорог, автономный грузовой автомобильный транспорт, демографические изменения общества, углеродная революция.
Еще один большой вызов для будущего – своевременная оценка важности инвестиций в фундаментальные и поисковые научные исследования и проекты. Они являются фундаментом стратегической устойчивости и конкурентоспособности железнодорожного транспорта.


Борис Лапидус,
председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор, д. э. н., почетный председатель Международного совета по железнодорожным
исследованиям
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru