Специальный проект журнала "РЖД-Партнер"
к Дню Железнодорожника 2025
10 главных событий
в истории Российских железных дорог
Железнодорожный транспорт в России – это не просто отрасль, а основа экономической и территориальной целостности страны. С момента появления первых путей в XIX веке железные дороги прошли путь от экспериментального проекта
до фундамента грузовой логистики и пассажирской мобильности. Мы собрали
10 поворотных моментов, определивших развитие железнодорожного дела в России.
Открытие Царскосельской железной дороги (1837)

30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село отправился первый в истории России пассажирский поезд. Линия протяженностью 27 км стала первой в стране и третьей в мире после Великобритании и США. Проект был реализован частным обществом под руководством австрийского инженера Франца Антона фон Герстнера. Эта дорога доказала жизнеспособность нового вида транспорта и стала началом железнодорожной эры в России.

Строительство железной дороги Петербург – Москва (1842–1851)

Строительство магистрали между двумя столицами стало первым масштабным государственным железнодорожным проектом. Протяженность дороги составила 650 км. Проект курировал Петр Клейнмихель, министр путей сообщения, а основной инженерной фигурой стал П. П. Мельников. Открытие линии в 1851 году показало потенциал железных дорог для интеграции огромных территорий и стало ключевым шагом к формированию национальной транспортной системы.
Реформы Александра II и «железнодорожная горячка» (1860–1880-е)

В 1860-х началась активная поддержка частного капитала в строительстве железных дорог. В течение двух десятилетий протяженность путей выросла более чем в 10 раз. Создание крупных магистралей, таких как Курско-Харьковская, Рязанско-Уральская и Уфимская, стало возможным благодаря привлечению частных инвесторов и субсидированию со стороны государства.

Начало строительства Транссиба (1891)

Великая Сибирская железнодорожная магистраль – самый амбициозный инфраструктурный проект дореволюционной России. Первый камень был заложен в 1891 году во Владивостоке. Строительство длилось более 10 лет и охватило территорию от Челябинска до Тихого океана. Транссиб стал ключом к заселению Сибири, развитию торговли и усилению связей между Европейской частью страны и Дальним Востоком. Сегодня это главная грузовая артерия страны и одна из самых протяженных железных дорог в мире.

Национализация и реорганизация в Советский период (1917–1930-е)

После Октябрьской революции железные дороги были национализированы. В 1920-е годы была проведена централизованная реорганизация отрасли: образованы Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) и единая структура управления. В годы первых пятилеток железные дороги стали основой индустриализации. Были построены линии в восточные регионы, модернизированы узлы, началось массовое электрифицирование и внедрение тяжелого подвижного состава.

Железные дороги в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

В условиях войны железные дороги стали жизненно важным элементом обороны и тыла. Особую роль сыграли переброски по линии Москва – Куйбышев – Урал. Во время военных действий значительная часть инфраструктуры была разрушена, но в кратчайшие сроки восстановлена. Железнодорожники наряду с фронтовиками внесли огромный вклад в победу.

Массовая электрификация и развитие магистральных направлений (1950–1980-е)

Во второй половине XX века началась масштабная электрификация железных дорог СССР. Были реализованы крупные инфраструктурные проекты – Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Южно-Сибирская и Центрально-Азиатская линии. Развитие сети сопровождалось модернизацией подвижного состава: появились мощные электровозы и вагоны нового поколения.
Образование ОАО «РЖД» (2003)

После распада СССР железнодорожная отрасль переживала системный кризис. В 2003 году правительство России провело реформу, в результате которой была создана компания ОАО «Российские железные дороги». Это позволило централизовать управление, выделить отдельные бизнес-направления, внедрить новые модели тарифного регулирования и запустить инвестиционные программы. Сегодня РЖД – одна из крупнейших транспортных компаний мира.

Запуск высокоскоростного движения (2009)

В 2009 году на маршруте Санкт-Петербург – Москва начал курсировать поезд «Сапсан» – первый в России высокоскоростной электропоезд, что стало символом технологического перехода отрасли к новому уровню сервиса и скоростей. Средняя скорость на маршруте – 200–250 км/ч. Это позволило сократить время в пути до 3,5–4 часов. Проект показал устойчивый пассажирский спрос и стал ориентиром для планирования ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Цифровизация и ориентир на устойчивое развитие (2020-е)

В последние годы железнодорожная отрасль России вступила в эпоху цифровой трансформации. Внедряются интеллектуальные системы управления движением, автоматизация логистики, беспилотные технологии, электронные документы. Активно развиваются экологические инициативы.
Большое внимание уделяется повышению клиентского сервиса, цифровизации грузоперевозок и международной интеграции.


Фото: пресс-центр РЖД
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Напишите
conf@rzd-partner.ru