В структуре перевозок пассажиров роль железнодорожного транспорта не менее значима: в междугороднем пассажирообороте его доля составляет 44,5%, в пригородном – более 60%.
В настоящее время транспортную отрасль нашей страны невозможно представить без компании «Российские железные дороги», в некоторые регионы грузы и пассажиры могут доставляться только поездами ОАО «РЖД».
Традиционно железнодорожная система России занимает одну из лидирующих позиций в мире. Протяженность железнодорожной инфраструктуры общего пользования России составляет более 85 тыс. км и по этому показателю уступает только железнодорожным сетям США и Китая. При этом более половины наших железнодорожных путей электрифицированы, а в США, к примеру, электрификация затронула лишь 1% путей.
Интенсивность работы железных дорог России самая высокая в мире: на 1 км пути приходится почти 27 млн т перевезенного груза. При этом данный показатель постоянно растет, что свидетельствует о росте эффективности использования железнодорожной инфраструктуры.
ОАО «РЖД» было образовано в ходе реформы железнодорожного транспорта. В период с 2003 по 2016 год компании удалось повысить основные количественные и качественные показатели работы железнодорожного транспорта. По итогам 2016 году погрузка на сети РЖД составила 1,2 млрд т, что на 6,2% выше уровня 2003-го, а грузооборот увеличился более чем на 40%, до 2,3 трлн тарифных т-км. При этом за время работы компании российская экономика пережила два экономических кризиса, которые существенно повлияли на объем производства и грузовую базу транспорта.
ОАО «РЖД» осуществляет перевозку различных грузов: не только высокоприбыльных (продукция высокой степени передела: например, черные металлы и нефтепродукты), но и социально значимых. Это положительным образом отражается на развитии отраслей нашей промышленности и повышает наши конкурентные позиции на мировых рынках. К примеру, с 2000 по 2016 год объем перевозки угля вырос более чем в 1,4 раза, а отправки на экспорт увеличились в 4,3 раза.
Кроме того, железнодорожный транспорт является основным потребителей продукции транспортного машиностроения России. В ходе реформирования отрасли и появления операторов приватных вагонов только в обновление вагонного парка было привлечено более 1,1 трлн руб. частных инвестиций. Суммарно в период 2003–2016 гг. на сеть было поставлено более 700 тыс. вагонов, что позволило сократить их средний возраст с 18,2 лет в 2003 г. до 13,3 лет в 2016 г.
ОАО «РЖД» является единственным крупным потребителем локомотивов и железнодорожных рельсов. С 2010 по 2016 год было закуплено более 3850 локомотивов общей стоимостью более 350 млрд руб. Для сравнения: с 1992 по 1999 год объем закупки составил менее 700 ед. В последние годы компанией осуществляется закупка современной техники, к их числу можно отнести такие серии локомотивов, как 2ЭС10 2ЭС5, ЭП20, 2ТЭ25А, ТЭП70БС. Поставка современных локомотивов позволила снизить расход электроэнергии и условного топлива при одновременном увеличении средней массы грузового поезда, что приводит к общей оптимизации затрат железнодорожного транспорта. Значительный портфель заказа железнодорожной техники и материалов для инфраструктуры активно поддерживает промышленное производство Российской Федерации от добывающей промышленности до высокотехнологичных сфер.
В последние годы работники ОАО «РЖД» прикладывают значительные усилия для оптимизации расходов компании. В связи с этим только в 2014 году в результате реализации всех необходимых мер по сокращению затрат ОАО «РЖД» оптимизировало расходы на сумму в 85,5 млрд руб. В результате ОАО «РЖД» смогло выйти на безубыточную деятельность.
На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, что железнодорожная отрасль адаптировалась к деятельности в новых регуляторных условиях, вызванных реструктуризацией отрасли.