Соединяя берега
CПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЖУРНАЛА РЖД-ПАРТНЕР
"180 ЛЕТ В ПУТИ"
Железнодорожные мосты – это не только инженерные коммуникации, но еще и архитектурные сооружения. Накануне 180-летия российских железных дорог ИА РЖД-Партнер.ру сделал подборку самых интересных железнодорожных мостов России.


Автор текста: Татьяна Симонова
Автор истории: Кристина Александрова
Первым крупным балочно-подкосным сооружением в России был мост через реку Карбалиху на Змеиногорской конно-рельсовой дороге, построенный П. Фроловым. Пролетные строения моста были уложены на 20 каменных опорах высотой до 11 м, а длина моста превысила 290 м.

Основы российской школы мостостроения заложили И. Кулиомы, С. Кербедз, Д. Журавский и др. До середины XIX века для перекрытия больших пролетов использовались в основном арочные пролетные строения, требовавшие устройства мощных оснований опор.

По инициативе С. Кербедза при строительстве Петербурго-Варшавской железной дороги впервые в России были построены мосты с металлическими пролетными строениями, до этого строили в основном чугунные. Металлические многорешетчатые мосты балочного типа явились новой конструкцией не только для Российской империи, они распространились и в Западной Европе.
Россия первой перешла на широкое применение литого железа в качестве основного конструкционного материала в мостостроении вместо чугуна или сварочного железа.
1
За полярным кругом
В Ямало-Ненецком автономном округе есть река Юрибей. Ее ширина не больше километра, а переправа через нее в 4 раза длиннее. Таким образом, мостовой переход занимает 3 место в списке длиннейших мостов России. Железнодорожный мост такой длины возведен для того, чтобы поезда могли без проблем преодолевать местность во время половодья. Кроме того, сооружение знаменито еще тем, что это самый длинный мост за полярным кругом и самый быстровозведенный в условиях вечной мерзлоты (он был построен в удивительно короткие сроки – всего за 349 дней). При строительстве моста использовались современные технологии, что позволило сохранить экосистему реки и не нанести вреда редким породам рыб. Срок службы моста оценивается в 100 лет.
Первые металлические мосты появились еще в 1840-х гг. Первый клепаный арочный железнодорожный мост был возведен в 1854 году в Швейцарии. В России первый мост такого рода был построен в конце 1850-х гг. в Москве.

Первый металлический железнодорожный мост решетчатой конструкции появился на Петергофской железной дороге через реку Стрелку в 1857 году.

После прокладки линии Петербург – Москва при железнодорожном строительстве стали применять преимущественно металлические пролетные строения.
2
Омск отличился
Раздвоенный железнодорожный мост находится в Омске. Он переброшен через реку Иртыш и состоит из двух отдельных сооружений, расположенных на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга. Первая часть имеет одну полосу движения, другая – целых две.

Последняя четверть XIX века отмечена сооружением в России уникальных мостов. Большое число металлических стальных сооружений было возведено на Транссибирской железной дороге, из которых самое крупное – спроектированный также Н. Белелюбским и построенный в 1897 году семипролетный Обский мост двухконсольной конструкции.

На Парижской выставке в 1911 году международное жюри присудило профессору H. Белелюбскому высшую награду – Гран-при – за разработку «...проезжей части с шарнирными балками и самостоятельными распорками связей». Он был избран почетным членом Бетонного института в Англии и Общества гражданских инженеров во Франции.
3
Императорский мост свободы
Неофициально его также называют мостом Свободы, Ульяновским, Симбирским или просто старым. Он был построен во времена правления последнего из российских императоров, город же тогда именовался Симбирском. Первоначально мост был исключительно железнодорожным, соединял Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги и в те времена считался величайшим в Европе. После свержения царской власти в 1917 году он был переименован в мост Свободы, отсюда пошло второе название. Позже к нему пристроили автомобильные трассы. Императорский мост относится к балочным конструкциям. В настоящее время имеется две автомобильных и одна железнодорожная полосы.
Тогда же Н. Белелюбскому было присвоено звание почетного доктора инженерных наук в Германии.

По инициативе H. Белелюбского в 1891 году был испытан первый в России железобетонный мост. Такие мосты являются более долговечными, чем металлические, требуют меньше металла и расходов на содержание, менее чувствительны к увеличению массы поездов. Они также позволяют изготовливать фермы в заводских условиях, а сборку моста производить на месте с широким использованием механизмов.

© All Right Reserved.
Редактор специального проекта: Елена Ушкова
Автор концепции: Кристина Александрова
Made on
Tilda