–В чем заключались ваши рабочие обязанности?
– В грузовых поездах мы возили боевую технику и солдат на линию фронта в сторону Москвы. Это длилось днями, неделями. Везли до определенного места, где безопасно можно было выгрузить технику и солдат. Обратно забирали раненых.
– Были ли случаи, когда приходилось действовать в условиях бомбежек или обстрелов?
– Пока мы работали, налетов на Рузаевку, Куйбышевскую железную дорогу, не было. Это нас очень спасало. Мы благополучно прибывали в пункт назначения.
– Вы сказали, что проработали на этой должности только три месяца. Как сложилась Ваша судьба дальше?
– А дальше, в 1942 году, мне пришла повестка из военкомата. Меня зачислили в запасной полк, где мы проходили подготовку — три месяца обучались приёмам рукопашного боя и военной выучке. После этого меня направили под Ленинград, на оборонительные позиции. Там я оказался в дивизионе бронепоездов, который действовал сразу на двух фронтах — Ленинградском и Волховском.
Меня распределили на бронепоезд с названием «Сталинец». Он состоял из паровоза и трёх бронированных платформ. Служба была тяжёлой: были потери, бывали прямые попадания — и тогда целая платформа могла взлететь на воздух. Война без потерь не бывает.
В январе 1943 года, находясь на этом бронепоезде, мы прорвали блокадное кольцо вокруг Ленинграда, оттеснив немецкие войска на 20–25 километров. После этого меня перебросили на Курскую дугу — участвовал в сражениях там.
Когда бои на Курской дуге завершились, нас снова направили под Ленинград — вернулись в оборону, чтобы завершить снятие блокады окончательно. Немцы поняли, что здесь им не выстоять, и запросили поддержку с воздуха. Прилетела авиация, начались бомбёжки. Было очень тяжело, но, несмотря на всё, победа была за нами. Один из вражеских самолётов удалось сбить, и летчика, оказавшегося в плену, поздравили — правда, не с победой, а с тем, что остался жив.
Затем мы продвигались дальше: участвовали в освобождении Белоруссии, Польши. В завершение боевого пути была Берлинская наступательная операция.
– Возвращаясь к вашей службе на бронепоезде. Вы сказали, что от попадания снарядов платформы подбрасывало в воздух. При этом сам поезд с рельс не сходил, были ли какие-то особые крепления?
– Верно, платформы взлетали на воздух, без жертв не обходилось – от товарищей практически ничего не оставалось, хоронить-то нечего было. Но с рельс мы не сходили. Нам, можно сказать, здорово повезло. Если бы состав спрыгнул с рельс – была бы большая беда. Никаких особых креплений у вагонов перед началом боевых операций не было. Башмаки, так называемые, которые подкладывают под колеса, у нас были, но мы во время боевых действий ими не пользовались.
– Как встретили День Победы, какие эмоции нахлынули на вас и товарищей?
— День победы в 45-м году я встречал в центре Берлина в районе Руммельсбурга. Тогда по берлинскому радио (конечно, диктор был не Юрий Левитан) фронтовой работник объявил, что подписан документ за полной капитуляцией германских вооруженных сил. Это было 8 мая. 9 объявляется День Победы. Мы сидели и слушали музыку полкового духового оркестра. Кто в пляс пустился, кто песню запел. Обнимались и друг друга поздравляли с праздником, пришел командир и еще раз поздравил. Мы с солдатами прокричали: Ура, ура, ура!. Вот так и закончилась для меня Великая Отечественная Война. Я отдал Родине 7 лет: 3 года боевых действий и 4 года в железнодорожных войсках. Служил честно, всё, что мог – делал.
– Как вы считаете, какую роль железные дороги сыграли в достижении победы?
– Это трудно сказать, если в процентах. Но значительная роль, конечно, в обеспечении фронтов всем необходимым лежала на железной дороге. Великое дело сделали железнодорожники. Поэтому товарищ Сталин и издал приказ тогда. Он понимал, что железнодорожника можно заменить другим солдатом, а железнодорожник нужен на своем рабочем месте.
– То есть можно железные дороги назвать связывающей нитью между гражданскими и военными?
– Да, как без них обеспечить всем необходимым фронт? Очень сложно себе представить. Большая потребность в перевозках была.
– После Победы вы решили не расставаться с железной дорогой?
– Когда закончилась война, личные составы начали распределять по воинским частям. Поскольку я значился железнодорожником, то меня переместили в 12-й отдельный эксплуатационный железнодорожный полк. Мне предложили учиться на дежурного подстанции.
Два года на территории Берлина перевозили оборудование с немецких предприятий вглубь Советского Союза. Я только подавал вагоны под погрузку, убирал эти вагоны и формировал поезда. После двух лет нас отправили на территорию западной Украины, под Львов. Вот там началась учеба, в Берлине мы только работали. Затем демобилизация. После 7-летней службы возвратился на свою малую родину в Пензенской губернии.
– Сколько лет вы посвятили профессии железнодорожника?
– Примерно 48-50 лет. Сначала был дежурным по станции Лесопильная Рязано-Уральской железной дороги, затем заместителем начальника станции Князевка и еще начальником организационно-штатного отдела в управлении. Очень полюбил должность дежурного и гордился этой специальностью. А вот работа начальником станции мне не понравилась, воспринималась как какой-то чиновник.
– Работа на железной дороге помогла вам найти свою любовь?
– Я встретил свою красавицу жену, когда работал дежурным по станции, остановил поезд «Андижан-Москва». Поезд у меня остановку не имел, но попросила сестра будущей жены. Я взял смелость на себя, нарушил правила, остановил этот поезд и вот таким образом мы познакомились и получилась семья. Вот так вот.
– Прекрасная история, как из фильма. И в заключение, что бы вы хотели сказать молодым железнодорожникам?
– Самые дорогие слова здесь: надо любить и совершенствоваться в выбранном для себя пути. Работа ответственная, дисциплина высокая, она обязывает быть начеку в любой момент. Пришел на дежурство, должен как солдат честно отработать. Молодому поколению к этому надо готовиться. Много добрых молодцов, которые показывают образцовую работу на железной дороге, они её очень любят. Поэтому и железная дорога, конечно, гордится такими людьми, которые трудятся на совесть и умножают важность этой работы. Всем здоровья и успеха.
Беседовала Анастасия Реккаро