Рельсы войны:
как железные дороги приближали Победу
В истории человечества не было более разрушительного и кровопролитного конфликта, чем Вторая мировая война. В неё были втянуты десятки государств на трёх континентах, в армию было мобилизовано свыше 110 миллионов человек, а общие потери составили более 50 миллионов жизней. Половина из них — граждане Советского Союза. Победа досталась дорогой ценой, и одним из решающих факторов этой Победы стал железнодорожный транспорт, взявший на себя беспрецедентные задачи по снабжению, эвакуации и боевому обеспечению.
Транспорт, ставший оружием

С началом войны все отрасли народного хозяйства были переведены на «военные рельсы», и железнодорожный транспорт стал стратегическим элементом обороны. Поезда стали артериями фронта, по которым шли техника, боеприпасы, продовольствие, топливо и — главное — люди. За годы войны было перевезено более 444,2 тыс. воинских эшелонов — это 19,7 млн вагонов военных грузов и личного состава.

Бронепоезда и специализированная техника

На момент начала войны в арсенале СССР находилось 78 бронепоездов, однако к 1945 году в боях на фронтовых магистралях было задействовано уже более 500 боевых составов, из которых 230 — зенитные, прикрывавшие ключевые узлы, станции и перегоны от вражеской авиации.

Каждый бронепоезд включал командный состав, технический персонал (в среднем 21 человек) и 30–35 пехотинцев. За годы войны бронепоезда уничтожили и подбили 370 танков, 712 автомобилей, 840 пулемётов, 115 самолётов и сотни других единиц техники врага.

Против отходящих немецких войск применялся путеразрушитель типа "Червяк" — машина, способная выводить из строя до 10 км пути в час, ломая шпалы и изгибая рельсы.

На особом вооружении находился и артиллерийский транспортер ТМ-1-180. С весом снаряда в 97 кг и дальностью стрельбы до 38 км, он мог вести огонь прямо с железнодорожных путей, а затем самостоятельно отступать, избегая ответных ударов.
Вагоны милосердия и гуманитарная миссия

Железные дороги воевали не только с оружием, но и с болью. Простые двухосные грузовые вагоны переоборудовали в теплушки — по 28–32 человека в каждом. Это были передвижные убежища от холода и смерти.
Для эвакуации раненых по всей стране было создано 11 863 санитарных поезда. В их составе — вагоны для тяжело- и легкораненых, перевязочные, аптеки, кухни и санитарные посты. Эта мобильная госпитальная сеть спасла сотни тысяч жизней и стала подлинным символом милосердия на стальных рельсах.

Эвакуация: подвиг в движении

Одним из величайших подвигов железнодорожников стало участие в эвакуации промышленных предприятий и населения. В 1941 году только в первую волну было задействовано 1,5 млн вагонов, вывезено 2,5 тысячи заводов, миллионы тонн продовольствия и оборудования.
Во вторую волну, летом 1942 года, эвакуация охватила юг страны: Воронеж, Орёл, Ростов, Ставрополь, Сталинград, Кубань. Был вывезен не только металл и техника, но и урожай хлеба, спасённый от наступающей армии противника.
Рельсы под огнём

Железнодорожники работали в условиях постоянной угрозы. Объекты железнодорожной инфраструктуры — одни из самых частых целей врага. Несмотря на бомбардировки, разрушения и потери, перевозки не прекращались. Работники станций и депо оставались на местах до последнего, обеспечивая эвакуацию, маневры и подвоз вооружений, подчас сражаясь наравне с бойцами.

Восстановление — фронт длиной в годы

Победа ковалась не только в окопах, но и на путях и станциях. На плечи железнодорожников легла титаническая задача восстановления инфраструктуры. За годы войны ими было:
  • восстановлено около 120 тыс. км путей,
  • построено свыше 10 тыс. км новых железных дорог.
Эти цифры отражают не просто усилия — они свидетельствуют о масштабе человеческого подвига. Именно благодаря труду транспортников стало возможным проведение крупнейших наступательных операций, а затем — восстановление разрушенной экономики освобожденных территорий.
Память длиной в поколение

С того дня, когда прозвучало заветное слово «Победа!», прошло более 70 лет. Но память о героизме железнодорожников живёт — в воспоминаниях, письмах, фильмах, книгах, фотографиях. Они стали символом стойкости, верности и силы, без которых не было бы Победы.
И в мирное время мы обязаны помнить, какой ценой проложен этот путь — путь по стальным рельсам к свободе и жизни.
Политика конфиденциальности.
ООО «Редакция журнала
«РЖД-Партнер»
ИНН 7826159654
КПП 783801001
ОГРН 1027810304191
conf@rzd-partner.ru