Эвакуация заводов и промышленный прорыв
Помимо миллионов людей, эвакуировались и предприятия. Постановлением ГКО от 11 июля 1941 года под эвакуацию выделено 40 940 вагонов, а подвижной состав перераспределялся между наркоматами.
К осени 1941 года СНК СССР утвердил график восстановления заводов, перевезенных на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. За короткое время в глубоком тылу были развернуты новые индустриальные центры, откуда уже в ноябре начали поступать танки, самолёты, артиллерия.
Пример — Кировский завод, эвакуированный из Ленинграда и объединённый с Челябинским тракторным, дал начало легендарному Танкограду. А в марте 1942 года восточные районы производили уже столько же военной продукции, сколько весь СССР до войны.
Люди на грани: труд и подвиг железнодорожников
К началу войны в железнодорожной отрасли работало 1,725 млн человек, в основном — потомственные рабочие, выходцы из деревень. Когда мужчины ушли на фронт, их место заняли женщины и подростки, овладевавшие новыми профессиями прямо на ходу.
Оборонка нуждалась в скорости. Именно тогда родилось Лунинское движение — инициатива машиниста Николая Лунина из Новосибирска. Он предложил, чтобы локомотивные бригады сами ремонтировали паровозы, осваивая смежные специальности. Это движение охватило всю страну и стало символом смекалки и самоотверженности.
Сталинскую премию Лунин направил… на эшелон угля для Сталинграда, который лично доставил в разрушенный город зимой 1943 года.
Самый трудный год — 1942
В 1942 году, на фоне наступления врага, железнодорожный транспорт оказался в критическом положении. Средняя дальность перевозки увеличилась до 786 км, против 700 км в довоенное время. Из-за потери Донбасса паровозы перешли на дровяное отопление, многие линии были разрушены, показатели ухудшились:
Оборот вагона: с 7,37 до 16,86 суток
Суточный пробег паровоза: с 255,1 до 173 км
Суточная погрузка: не более 40 тыс. вагонов (41% от довоенной нормы)
В марте 1942 года ГКО реформировал управление транспортом, ликвидировав территориальные управления и создав Центральное управление движением НКПС. Кагановича сменил генерал А.В. Хрулёв, начальник тыла Красной Армии.