От хаоса к рекорду: эффективные решения в условиях перегруженности железнодорожной сети
На Международной выставке «ТрансРоссия 2025» в рамках деловой программы состоялся открытый диалог «Логистические решения транспортных компаний в условиях имеющихся ограничений на сети», организованный журналом «РЖД-Партнер». В дискуссии приняли участие спикеры-эксперты из логистических, операторских и производственных компаний. В частности, директор департамента операционной логистики ОТЭКО Айрат Сабиров рассказал, как совместная работа оператора крупных экспортных терминалов в порту Тамань с участниками логистического рынка и РЖД позволила справиться с факторами перегруженности на сети.
В октябре 2024 года отрасль стала работать в рамках жесткого регулирования порожнего парка. За следующие три месяца парк порожних вагонов на путях необщего пользования на навалочном терминале ОТЭКО в порту Тамань вырос на беспрецедентные 97%, при этом общее количество вагонов увеличилось на 135%. К концу января 2025-го общий оборот вагонов на терминале увеличился на 24%.

«Компании пришлось мгновенно мобилизоваться. Мы создали оперативные штабы, усилили коммуникации, и совместно с операторским сообществом нам удалось решить вопросы по квотированию приема порожнего вагона к перевозке со станции Вышестеблиевская на Таманском полуострове. ОАО «РЖД» также активно подключилось к этой работе и оперативно реагировало на все наши запросы», – рассказал А. Сабиров.

Компания изменила и принципы формирования исходящих поездов. В январе обозначилась дополнительная проблема – из-за регулировки порожнего парка у оператора не хватало квот для оформления всего состава. ОТЭКО пошла на непопулярные для операторов меры и стала формировать технические маршруты, объединяя нескольких операторов в единый состав. Фактически портовый терминал стал работать в условиях обезличенного парка: от 2-х до 4-х операторов вагонного парка состыковывались и вставали в один поезд, при этом каждый выбирал возможную для себя квоту.

Как следствие, маршрутизация порожних вагонов с терминала навалочных грузов ОТЭКО в феврале достигла исторического максимума – более 80%, а в марте показатель уже подобрался к 90%.

Кроме того, наладить отправку порожних отправительских составов
и ускорить время в пути позволила и собственная инфраструктура ОТЭКО. На станции Панагия в 2023 году заработала крупнейшая в России высокотехнологичная сортировочная горка путей необщего пользования – сортировочный узел, где для расформирования железнодорожных составов используется сила тяжести. Горка имеет два пути надвига, то есть здесь может одновременно происходить роспуск двух железнодорожных составов, а подгорочный парк, на который спускаются вагоны, состоит из 24 путей. После выгрузки вагоны необходимо вновь собрать в поезда и отправить на пересортировку на станции, где работники РЖД пересортировывают вагоны для формирования прямых маршрутов – до станций погрузки. Но на сортировочной станции ОТЭКО удалось решить и эту проблему.

«Теперь после разгрузки порожние вагоны возвращаются на сортировочную станцию, где работники собирают вагоны одного собственника в один состав и отправляют его прямым маршрутом на указанную оператором станцию назначения. Такая система формирования составов прямо на сортировочной станции в порту исключает необходимость пересортировки на магистральной сети, что значительно сокращает время нахождения поездов в пути», – добавляет А. Сабиров.

Благодаря всем предпринятым мерам произошло значительное уменьшение сроков доставки груженого вагона со станций Западно-Сибирской железной дороги на станцию Вышестеблиевская на Таманском полуострове. Также увеличилась скорость отправок порожних вагонов со станций порта.
«Самое главное: по итогам января компания ОТЭКО смогла организовать завоз рекордного объема навалочных грузов, нехарактерного для этого месяца: на терминал в порту Тамань было доставлено порядка 2,5 млн тонн навалочных грузов. И все это в чрезвычайных условиях перегруженности железных дорог», – резюмировал А. Сабиров.

Анна Маничева
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? ЗАДАЙТЕ ИХ!
Свяжитесь с нами
прямо сейчас!
Позвоните
Политика конфиденциальности.
ООО «Редакция журнала
«РЖД-Партнер»
ИНН 7826159654
КПП 783801001
ОГРН 1027810304191
Напишите
conf@rzd-partner.ru