Другими врагами России Победоносцев считал западные идеи, глубоко чуждые русскому человеку. По его мнению, эти идеи освобождения человека от всех нравственных преград могли привести к насилию. И это сближает его с нынешними официальными идеологами. Правда, никто из них сегодня не отрицает такие институты и понятия, как парламентаризм, суды присяжных, выборность, народовластие, свободную прессу, конституционный строй и другие, что несли нарождавшиеся в XIX веке капиталистические отношения. Но в то время они предстали – на современный взгляд – прямо-таки в карикатурном виде (за что, кстати, нещадно высмеивались Победоносцевым – полемист он был великолепный) и, несмотря на свою прогрессивность, служили правящим властям инструментами оболванивания масс и манипулирования. (Как известно, в борьбе с врагами России Победоносцев потерпел поражение, а в революционном 1905 году подал в отставку.)
Что же противопоставлял Победоносцев враждебным, на его взгляд, силам? Он считал обязанностью государства так воздействовать на людей, чтобы создать в них здоровую нравственную основу, и это выправит само собой негативные явления. Он стремился жестко противодействовать всему, что могло отрицательно воздействовать на нравственные основы. Отсюда и его запрещения тех или иных произведений искусства, хотя по жизни он сотрудничал со многими известными композиторами, поддерживал художников, а с Достоевским и вовсе его связывали дружеские отношения.
Разумеется, Победоносцев считал, что нравственные основы в людей нужно закладывать с детских лет. Поэтому он всемерно содействовал развитию начальных школ. Он полагал очень важным закладывание усвоения учениками начал веры и нравственности, верности Царю и Отечеству, а также получение «первоначально полезных знаний». Так, только количество церковно-приходских школ за 25 лет его управления Святейшим Синодом выросло более чем в четыре раза.