Специальный проект
Из воспоминаний
Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги (с 2004 по 2014 гг.)
В Новодевичий некрополь нас впервые привела Татьяна Александровна Куценина, сотрудник газеты «Октябрьская магистраль». Ее представил мне мой помощник Николай Алексеевич Новосадов. Рассказывая и показывая, кто был похоронен на кладбище, она изложила свои идеи по сохранению исторического некрополя и увековечиванию памяти инженеров путей сообщения. Трудно было не заинтересоваться такой интересной информацией. Договорились привлечь к работе молодежный комитет. Первым этапом определили объем наших захоронений. Поняли, что силами дороги тут не обойтись и что надо привлекать все дороги и президента компании. Далее разработали стратегию, как это сделать.

В один из визитов В. И. Якунина показали ему материалы по кладбищу. Выбрали, кто с горящими глазами будет докладывать. Получилось! Организовали визит к настоятельнице монастыря членов правления РЖД. Очень теплая встреча получилась, тогда и решили взять шефство над монастырем.

Далее провели переговоры с губернатором Санкт-Петербурга – для решения административных вопросов и его личного участия. Он горячо откликнулся на эту инициативу.

В 2014 году во время проведения Ассамблеи начальников дорог в Санкт-Петербурге включили в программу посещение кладбища и панихиду в Новодевичьем монастыре. Женская программа тоже включала монастырь и встречу с настоятельницей, матушкой Софией. После этого все дороги включились в поддержку нашей инициативы.
На Октябрьской дороге родилась традиция в памятные железнодорожные даты посещать места захоронений выдающихся железнодорожников, проводить торжественные мероприятия. В них обязательно участвовали наши ветераны, молодежь, студенты ПГУПСа. Многие железнодорожники стали приходить в монастырские храмы, они делали и делают это уже для свой души.
Святое дело живет и продолжается!
Владимир Одинцов, директор Музея железных дорог России
Десять-двенадцать лет назад, когда проект «Времен связующая нить» только стартовал, мне, тогда заместителю начальника Октябрьской железной дороги по кадрам и социальным вопросам, пришлось принимать в нем самое деятельное участие. Надо было неоднократно ездить в Москву, в ОАО «РЖД», стучаться в разные двери, решать финансовые вопросы. Ведь известно: если не стучишься, то и дверь не откроют. Справедливости ради надо сказать, что нас, Октябрьскую дорогу, в этом вопросе очень хорошо понимали. Прежде всего положительную оценку этому проекту дал президент компании Владимир Иванович Якунин, поддерживали нас и вице-президент Дмитрий Сергеевич Шаханов, многие другие руководители.

В 2014 году участникам Ассамблеи начальников железных дорог была представлена комплексная реставрация Новодевичьего некрополя и надгробных сооружений на могилах руководителей отрасли и ведущих инженеров конца XIX – начала XX веков. Все прошедшие с того момента годы внимание к некрополю со стороны работников Октябрьской дороги не ослабевало. С помощью нескольких предприятий дороги была реставрирована могила инженера Николая Карпинского. Прошло большое количество субботников по уходу за захоронениями. Устраивались торжественные мероприятия, посвященные памяти наших инженеров и руководителей. Связь времен не прерывается.

Наш музей планировал приурочить к 175-летию монастыря выставку, которую мы хотели сделать в специальном вагоне. Не буду пока раскрывать всех подробностей нашей идеи, поскольку тот вагон, который мы имеем в виду, пока не пришел к нам. Надеюсь, в ближайшее время задуманное осуществится. И мы сможем представить материал, который, безусловно, заинтересует наших гостей – жителей Санкт-Петербурга и других городов страны.
Отец Дионисий, старший священник Новодевичьего монастыря
Есть такая притча – о горчичном зерне. Как говорит Господь, это зерно меньше всех семян на свете. А когда оно прорастает, то становится деревом, в котором могут укрываться птицы. Здесь речь идет том, что порой нам кажется, что мы не можем поднять, осилить какое-то дело. Но мы начинаем – и оно делается. В священном писании говорится, что единственное, что мы можем, это посадить семя, полить его и удобрять почву. Но мы не можем тянуть росток, не можем ускорить процесс. Все произойдет в свое время. И если Господь видит добрые намерения, то он обязательно поможет. Он приведет нужных людей, соединит их, будет содействовать тому, чтобы ваши помыслы реализовались.

Так и в вашем проекте. Когда-то вы только думали о том, чтобы собрать имена похороненных на Новодевичьем кладбище инженеров, установить утраченную информацию, но вы искренне хотели этого. И вот уже – семьсот имен, восстановлены многие могилы. Как тут не вспомнить о горчичном зерне.

Апостол Павел в одном из своих посланий говорит о том, что очень важно поминать своих наставников, тех, кто на этом поприще трудился до тебя. Для названия вашей книги выбрана фраза «времен связующая нить». И эта нить основана на конкретных историях, конкретных людях. Эти люди, может быть, за двести лет до тебя так же любили свою профессию. Ведь они (кто-то из богатой семьи, кто-то из бедной – неважно) были такими же людьми, как мы с вами, и у них были такие же проблемы. И этих людей – и из прошлых веков, и сегодняшних – объединяет что-то важное, общее и ценное. Они, выполняя свою работу, делали и делают мир лучше. Сама по себе работающая и развивающаяся железная дорога очень впечатляет. Но не может не впечатлять и ваш проект, нацеленный на то, чтобы те, кто создавал эти дороги, не были забыты.

В нашем монастыре во время служб всегда произносятся прошения о тех, кто похоронен в некрополе. Несколько раз проходили отдельные поминальные службы, касающиеся исключительно работников ведомства путей сообщения. Мы вспоминаем их, молимся о них и находим опору для себя. И это очень важно.

© All Right Reserved.

При цитировании информации гиперссылка на специальный проект редакции РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов специального проекта в коммерческих целях без письменного разрешения редакции не допускается.

Адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru, телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90.