– Простите, я не ослышался: на Новодевичьем кладбище покоятся более сотни начальников дорог?
– Именно так. Однако это не только руководители в нынешнем нашем понимании. Конечно, есть и такие, но их менее 40 процентов. Остальные же – люди, избранные в правления обществ акционерами частных железных дорог. Именно они (а не подчиненные им управляющие и директора дорог) определяли политику, контролировали построение и жизнь на этих магистралях – иногда очень детально. По основной профессии же это были крупные чиновники, купцы, юристы…
Приведу несколько примеров. Что такое была в ХIХ веке Царскосельская железная дорога? 23 версты. Но какой она занималась хозяйственной деятельностью – один Павловский музыкальный вокзал чего стоил. Поэтому председатель правления общества в 1860–1870 гг. Василий Ефремов даже на время прервал свою основную работу по линии Министерства народного просвещения, чтобы заниматься делами дороги. Кстати, как раз в это время на вокзале дирижировал «король вальса» Иоганн Штраус…
Некоторые члены правлений дорог выступали и в качестве инициаторов строительства. Концессию на построение почти 300-верстной Либавской железной дороги, соединившей самый южный Балтийский порт России с Петербурго-Варшавской магистралью, в 1879 году получил Дмитрий Шипов, выдержав конкуренцию среди двух десятков других предпринимателей. Кстати, в то время он являлся совладельцем завода для производства вагонов и платформ в Костромской губернии.
Или взять более чем 750-верстную Алтайскую железную дорогу Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул – Семипалатинск с веткой Барнаул – Бийск. Инициатором и председателем ее правления с 1913 года был крупный банкир Яков Утин, а в состав правления входили еще трое директоров дороги Федор Мец, Карл Гониг и Лев Дорлиак (все похоронены на Новодевичьем). Кстати, последний – отец в будущем замечательной певицы, народной артистки СССР Нины Дорлиак, супруги выдающегося пианиста Святослава Рихтера.
Обратимся к еще одной дороге – Мурманской. Начальным ее участком (Петроград – Петрозаводск) была Олонецкая железная дорога, одним из учредителей общества которой был Владимир Савельев – между прочим, крестный отец изобретателя цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского.
О многом говорят и такие факты. Когда в 1888 году правительство возвращало в казну Закавказские железные дороги, все 13,4 тысячи акций оно выкупило у одного человека – Сергея Палашковского. То же произошло тремя годами ранее с выкупом 7,3 тысячи акций общества Путиловской железной дороги – у другого Сергея, Яфимовича. Но это говорит и о том доверии со стороны выдающегося инженера-предпринимателя XIX века Николая Путилова, который предоставил Яфимовичу права распоряжения всеми акциями дороги, равно как и производством работ на ней, поставками и др.
Суммируя сказанное, делаю такой вывод: неудивительно, что если – согласно Табели о рангах – чин 1-го класса, государственный канцлер, среди похороненных на Новодевичьем не имел никто (их за всю историю страны было всего около десятка), то чин 2-го класса (действительный тайный советник, полный генерал) носили 23 человека, а 3-го (тайный советник, генерал-лейтенант) – 85! Вот каков уровень людей, работавших в руководстве железных дорог России.
– Вы назвали несколько имен известных деятелей ХIХ–ХХ веков…
– Можно назвать значительно больше. Так, сейчас очень многих кладбище привлекает могилой выдающегося поэта-гражданина Николая Некрасова. А буквально в нескольких метрах от него похоронен инженер путей сообщения Александр Ераков, его «самый дорогой друг», как написал поэт в письме вместе с посвященным ему стихотворением «Элегия».
Чуть поодаль – могила другого замечательного поэта Федора Тютчева. Рядом с ним погребены его сын Дмитрий, чиновник МПС, и его жена Ольга, племянница первого министра путей сообщения и основателя транспортной науки Павла Мельникова. А недалеко – брат Павла Петровича Алексей Мельников, член Совета МПС.