Специальный проект
Железнодорожная обитель
Проезжая по Московскому проспекту Северной столицы в районе Московских ворот, вы, уважаемые читатели, не могли не заметить ярких куполов Воскресенского Новодевичьего монастыря. И не залюбоваться ими… Будто бы из морской пены возникло здесь такое великолепие. Однако те, кто бывал в этом районе раньше и приглядывался к обшарпанным и местами уже разваливавшимся стенам монастырских зданий, по их резным украшениям вполне могли отнести создание этой обители к ХIХ веку. И верно: в этом году монастырю исполняется 175 лет…
Но какое же, спросите вы, отношение этот факт имеет к профилю настоящего издания?

– Самое прямое, – считает журналист Алексей Островский, который много лет занимается историей Воскресенского Новодевичьего монастыря, – ведь строительство этой обители начинало именно ведомство путей сообщения, что явилось уникальнейшим случаем в российской истории.

А произошло это так. Место для постройки выбрали близ Царскосельской дороги, за городской чертой. Святейший синод приступил к формированию строительной комиссии, но в то время он не располагал штатом зодчих и «за приданием построения опытному и благонадежному архитектору» обратился в путейское ведомство. А вот последнее как раз таким штатом располагало, поскольку отвечало за возведение всех публичных зданий страны. К тому же в его состав незадолго до того влились архитекторы Комитета для строений и гидравлических работ (который чаще называли Комитетом красоты).

Интересно, что поначалу главноуправляющий путей сообщения Петр Клейнмихель духовному ведомству отказал и согласился только тогда, когда глава Святейшего синода Николай Протасов передал ему право на формирование строительной комиссии. Так путейское ведомство взялось за строительство Новодевичьего женского монастыря. Составление проекта было поручено опытному и востребованному в Петербурге архитектору Николаю Ефимову.

Правда, первое, что выполнил Николай Ефимович, это временная деревянная Казанская церковь, не входившая в проект – в том числе и для отправления духовных потребностей самих строителей. За это он получил от Клейнмихеля выговор: в своем рескрипте на строительство Николай I четко предписал: «Сооружение монастыря начать с построения собора». И 3 ноября 1849 года состоялось торжество закладки Воскресенского собора, первый камень в основание которого заложил сам император.

Четыре года Главное управление путей сообщения и публичных зданий руководило возведением обители. А затем средства закончились, и Святейший синод сам попросил передать окончание работ ему: в России издревле повелось строить храмы самим духовенством на пожертвования. А кто же понесет их в путейское ведомство?

Но это четырехлетие, можно сказать, наложило отпечаток на отношение к путейцам: их охотно стали хоронить на монастырском кладбище, которое, правда, быстро стало общегородским. И одним из первых здесь был похоронен академик архитектуры Николай Ефимович Ефимов, который скоропостижно скончался в возрасте 52 лет.

Кстати, нынешнее Новодевичье кладбище, которое в советское время вышло из-под опеки обители, в этом году также отмечает свое 175-летие, так как первое погребение в нем состоялось в январе 1849-го. С того времени в этом некрополе были погребены тысячи россиян, большая часть которых принадлежала к элите общества. И люди, имевшие то или иное отношение к ведомству путей сообщения, занимали среди них, можно сказать, ведущее место.
Судите сами. В этой земле лежат четыре руководителя путейского ведомства – Константин Посьет, Адольф Гюббенет, Николай Шаффгаузен и не так давно похороненный Вадим Морозов (последний министр путей сообщения России) . Здесь же – замминистра Николай Щукин, руководители департаментов и других частей ведомства, выдающиеся ученые-транспортники: Николай Белелюбский, Сергей Карейша, Николай Митинский, Сергей Дружинин и многие-многие другие. А если говорить о руководителях железных дорог, то тут их значительно больше сотни! На каком другом еще кладбище похоронены десятки руководителей изысканий и строительств отдельных частей практически всех российских железных дорог – от Прибалтики до Тихого океана. Только с Транссиба двадцать человек!
День памяти инженеров путей сообщения на Новодевичьем кладбище. В середине кадра — начальник Октябрьской железной дороги В.В. Степов. Фото 2013 года.

У могилы министра путей сообщения РФ В.Н. Морозова — его друзья и коллеги

Однако тут я назову только одно имя – Михаил Анненков, который в нашей стране выступил теоретиком строительства железных дорог силами военных и сам же организовал возведение первой очереди Закаспийской магистрали, этого «русского чуда» в среднеазиатских песках.

А если посмотреть на обладателей других специальностей, то тут найдем представителей практически всех железнодорожных служб, вплоть до пожарного, таможенника и страховщика. Немало медиков, юристов, архитекторов, работников образования. Да что говорить, если здесь лежат более 30 преподавателей и профессоров первого транспортного вуза страны, ПГУПСа. В том числе пять его ректоров: Владимир Соболевский, Николай Белелюбский, Леопольд Николаи, Сергей Карейша и десять лет назад ушедший из жизни Валерий Ковалев. Есть и профсоюзные работники. А вот недавно из службы управления персоналом ОЖД попросили узнать, нет ли кадровика. Нашелся и такой.

Если же взять временной срез, то на кладбище похоронены как работники еще дожелезнодорожной эры (например, братья Кочубеи, трудившиеся в Главном управлении путей сообщения со дня его основания в 1809 году), так и работники первых российских железных дорог начального периода. А последний из похороненных железнодорожников ХХI века, Иван Акимов-Перетц (представитель уникальной династии инженеров-мостовиков), скончался в прошлом году.
Старинные усыпальницы сейчас поставлены на консервацию — им требуется серьезная реставрация.
– Простите, я не ослышался: на Новодевичьем кладбище покоятся более сотни начальников дорог?

– Именно так. Однако это не только руководители в нынешнем нашем понимании. Конечно, есть и такие, но их менее 40 процентов. Остальные же – люди, избранные в правления обществ акционерами частных железных дорог. Именно они (а не подчиненные им управляющие и директора дорог) определяли политику, контролировали построение и жизнь на этих магистралях – иногда очень детально. По основной профессии же это были крупные чиновники, купцы, юристы…

Приведу несколько примеров. Что такое была в ХIХ веке Царскосельская железная дорога? 23 версты. Но какой она занималась хозяйственной деятельностью – один Павловский музыкальный вокзал чего стоил. Поэтому председатель правления общества в 1860–1870 гг. Василий Ефремов даже на время прервал свою основную работу по линии Министерства народного просвещения, чтобы заниматься делами дороги. Кстати, как раз в это время на вокзале дирижировал «король вальса» Иоганн Штраус…

Некоторые члены правлений дорог выступали и в качестве инициаторов строительства. Концессию на построение почти 300-верстной Либавской железной дороги, соединившей самый южный Балтийский порт России с Петербурго-Варшавской магистралью, в 1879 году получил Дмитрий Шипов, выдержав конкуренцию среди двух десятков других предпринимателей. Кстати, в то время он являлся совладельцем завода для производства вагонов и платформ в Костромской губернии.

Или взять более чем 750-верстную Алтайскую железную дорогу Новониколаевск (Новосибирск) – Барнаул – Семипалатинск с веткой Барнаул – Бийск. Инициатором и председателем ее правления с 1913 года был крупный банкир Яков Утин, а в состав правления входили еще трое директоров дороги Федор Мец, Карл Гониг и Лев Дорлиак (все похоронены на Новодевичьем). Кстати, последний – отец в будущем замечательной певицы, народной артистки СССР Нины Дорлиак, супруги выдающегося пианиста Святослава Рихтера.
Обратимся к еще одной дороге – Мурманской. Начальным ее участком (Петроград – Петрозаводск) была Олонецкая железная дорога, одним из учредителей общества которой был Владимир Савельев – между прочим, крестный отец изобретателя цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского.

О многом говорят и такие факты. Когда в 1888 году правительство возвращало в казну Закавказские железные дороги, все 13,4 тысячи акций оно выкупило у одного человека – Сергея Палашковского. То же произошло тремя годами ранее с выкупом 7,3 тысячи акций общества Путиловской железной дороги – у другого Сергея, Яфимовича. Но это говорит и о том доверии со стороны выдающегося инженера-предпринимателя XIX века Николая Путилова, который предоставил Яфимовичу права распоряжения всеми акциями дороги, равно как и производством работ на ней, поставками и др.

Суммируя сказанное, делаю такой вывод: неудивительно, что если – согласно Табели о рангах – чин 1-го класса, государственный канцлер, среди похороненных на Новодевичьем не имел никто (их за всю историю страны было всего около десятка), то чин 2-го класса (действительный тайный советник, полный генерал) носили 23 человека, а 3-го (тайный советник, генерал-лейтенант) – 85! Вот каков уровень людей, работавших в руководстве железных дорог России.

– Вы назвали несколько имен известных деятелей ХIХ–ХХ веков…

– Можно назвать значительно больше. Так, сейчас очень многих кладбище привлекает могилой выдающегося поэта-гражданина Николая Некрасова. А буквально в нескольких метрах от него похоронен инженер путей сообщения Александр Ераков, его «самый дорогой друг», как написал поэт в письме вместе с посвященным ему стихотворением «Элегия».
Чуть поодаль – могила другого замечательного поэта Федора Тютчева. Рядом с ним погребены его сын Дмитрий, чиновник МПС, и его жена Ольга, племянница первого министра путей сообщения и основателя транспортной науки Павла Мельникова. А недалеко – брат Павла Петровича Алексей Мельников, член Совета МПС.
Руководители Октябрьской железной дороги во время осмотра захоронений на Новодевичьем кладбище. На первом плане — начальник дороги В.Н. Голоскоков. Фото 2016 года.
Сейчас на кладбище ведутся работы по восстановлению церкви, в которой был похоронен сын историка Николая Карамзина – Андрей. А рядом – могила инженера Андрея Дельвига (не раз исполнявшего должность министра), двоюродного брата друга Пушкина, поэта Антона Дельвига. Хорошо знал Пушкина и Ираклий Баратынский, чья могила также находится неподалеку. Ведь Ираклий был братом еще одного друга Пушкина, поэта Евгения Баратынского. А красавице супруге Ираклия Пушкин посвятил проникновенные строки. Сегодня они – на могильной плите.

Через несколько шагов – усыпальница, в которой похоронен генерал-лейтенант Иван Кривопишин. Еще до того, как стал начальником штаба Корпуса инженеров путей сообщения, он заслужил восторженнейшую оценку от Федора Достоевского. В то время юноша Достоевский приехал в Санкт-Петербург поступать в Главное инженерное училище. И вот Кривопишин, являясь дальним родственником Достоевского, взял его под свою опеку.
Семейное захоронение Тютчевых. Надгробие с иконой на кресте — на могиле поэта Ф.И. Тютчева.
Немало полезного для своего племянника, замечательного художника Бориса Кустодиева, сделал его дядя Степан Никольский, старший ревизор департамента железнодорожной отчетности.

Председатель правления Закавказских железных дорог Николай Аленников был дружен с поэтом Тарасом Шевченко, который даже написал его портрет, к сожалению, не сохранившийся. А Василий Друри являлся однокашником по симбирской гимназии основателя Советского государства Владимира Ленина, о чем оставил любопытные воспоминания...

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Важно отметить, что ни один человек из знакомых нам по спискам захороненных на Новодевичьем кладбище не запятнал себя каким-то неблаговидным поступком. Наоборот, многие представители железнодорожного ведомства царского времени занимались благотворительностью, попечительствовали в железнодорожных учебных заведениях.

– Странно, что раньше мы ничего не знали обо всем этом. Вы ведь к этой теме пришли не так давно?

– Мы вместе с моей коллегой журналистом Татьяной Куцениной удивляемся всему этому уже более 15 лет – с того самого дня, когда она в начале 2000-х впервые побывала на кладбище вместе со знатоком петербургских некрополей искусствоведом Юрием Пирютко, который открыл многие тайны. Затем, в ответ на публикацию в газете «Октябрьская магистраль», где мы тогда работали, в редакции появился профессор ПГУПСа Леонид Коренев. Он рассказал о бывшем своем коллеге Кирилле Энрольде, который, посещая на Новодевичьем кладбище могилу своего деда – профессора Института корпуса инженеров путей сообщения, строителя Морского канала Санкт-Петербурга Федора Энрольда, обнаружил еще множество захоронений инженеров путей сообщения. С помощью ректора института Владимира Павлова тогда удалось отремонтировать 18 и восстановить 6 памятников на могилах преподавателей и выпускников вуза. А незадолго до своей смерти в 1994 году Энрольд передал Леониду Ивановичу список установленных им 123 фамилий путейцев, чей прах покоился здесь.

В апреле 2011 года в некрополе побывал глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Увидев надгробные памятники на могилах инженеров и руководителей отрасли конца XIX – начала XX веков, он сказал: «Я потрясен увиденным сегодня. Теперь это наш монастырь, железнодорожный».
Глава РЖД В.И. Якунин и ректор Петербургского государственного университета путей сообщения В.И. Ковалев — у могилы инженера путей сообщения, одного из руководителей отрасли второй половины 19 века А.И. Дельвига. Фото 2011 года.
Благосклонно отнеслась к восстановлению имен железнодорожников, погребенных в некрополе, игуменья Воскресенского Новодевичьего монастыря матушка София. На территории кладбища стали проходить Дни памяти инженеров путей сообщения, субботники по приведению в порядок захоронений.

Центр национальной славы поддержал идею создания книги «Времен связующая нить…», в которой сформулировано многое из того, о чем сейчас шла речь. Большую часть ее составили 208 биографических справок о тех, кого нам к тому моменту удалось найти.

За этим последовала работа в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Карелии. Вышедшее в 2014 году второе издание книги содержало уже 458 биографий. В этой книге рассказано о беспрецедентной акции ОАО «РЖД» по восстановлению и реставрации 15 надгробий на могилах выдающихся деятелей ведомства путей сообщения дореволюционного периода.
Семейное захоронение Саловых. В.В. Салов — профессор ИИПС, председатель Инженерного совета МПС. Полная реконструкция надгробных сооружений выполнена за счет средств ОАО «РЖД». На фото видно, как выглядели памятники до реставрации. Фото 2014 и 2011 года.
Памятник на могиле министра путей сообщения А.Я. Гюббенета. Реставрация выполнена за счет средств ОАО «РЖД» в 2014 году. Фото до реставрации — 2011 год.
А в 2022 году по инициативе и при поддержке Музея железных дорог России вышло третье издание книги, включающее уже 741 фамилию. Все три издания осуществлены при поддержке ОАО «РЖД». Художественное оформление и печать выполнены издательством «РЖД-Партнер».

Сейчас в нашей картотеке около 800 человек. И это, как ни удивительно, еще не конец: по большому счету, нам известны имена погребенных на кладбище лишь до 1926 года. Но на Новодевичьем активно хоронили еще около десяти лет, а подхоранивают до сих пор… Так что база данных пополняется и пополняется.


Фото: Иван Куртов, Татьяна Куценина

© All Right Reserved.

При цитировании информации гиперссылка на специальный проект редакции РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов специального проекта в коммерческих целях без письменного разрешения редакции не допускается.

Адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru, телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90.