Тонкости западных железных дорог
Проблем на маршруте западной ветки МТК Север – Юг нет, уверяют специалисты. Даже напротив – полным ходом идут модернизация и строительство, которые по завершении работ позволят кратно увеличить провозные способности.
Азербайджан и Россия совместно обслуживают западный маршрут МТК. Через него осуществляются железнодорожные перевозки в Иран: здесь развивается маршрут на Бангладеш, Мьянму, Таиланд, страны Персидского залива.
«В 2019 году Азербайджанские железные дороги провели нашу колею в иранскую Астару и построили там терминал для перевалки грузов с железной дороги на авто и обратно. Когда запустится иранская ветка Решт – Астара, она решит множество проблем. По масштабу это будет альтернатива Суэцкому каналу. Трудно преувеличить этот факт, – рассказывает директор группы компаний Azlogista Азер Мамедов. – В Азербайджане сложностей [с точки зрения работ по МТК Север – Юг] нет. Из сдерживающих факторов, кроме непостроенного участка Решт – Астара, – только ограниченные возможности по обработке груза иранским терминалом. С запуском линии эта проблема решится».

В настоящее время также продолжается модернизация железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Кроме прочего, эти работы отвечают потребностям удовлетворения растущего спроса на грузоперевозки по маршруту Восток – Запад.

«До начала реконструкции БТК на участке в сторону Карса в прошлом году в Турцию начали осуществлять поставки лесо- и пиломатериалов, металлопроката и угля. Этот сегмент также можно отнести к грузовой базе МТК Север – Юг», – объясняет научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.

После окончания модернизации (по примерным оценкам, летом 2024 года) грузопоток по БТК будет увеличен с 1 до 5 млн т. Также, по данным ЕАБР, более 1,5 млн т грузов перевозится между Россией и Турцией автомобилями по сопрягающимся западному маршруту МТК Север – Юг и коридору ТРАСЕКА, по территориям Азербайджана, Грузии и Турции.

Анна Маничева