Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин отмечал, что грузопоток по МТК через регион неизменно растет. И 90% грузов направлено в сторону Ирана. Причем транзит через порты сейчас почти в 2 раза больше, чем показатель за аналогичный период прошлого года. Ведется работа и в сопряженных регионах. Начаты ремонт и реконструкция автомобильных дорог в Астраханской области и Дагестане. Активное участие в развитии МТК принимает Приволжская железная дорога: ведутся работы по обустройству железнодорожного пункта пропуска Аксарайский, реконструируется сухой порт Кутум, обновляется подвижной состав, задействованный при перевозках в направлении Астрахани.
Со стороны России увеличить эффективность прохождения по МТК Север – Юг могут также морские железнодорожные паромы, уверен замминистра морского флота СССР, начальник Главфлота в период 1982–1988 гг. Виталий Збаращенко. История вопроса такова: еще в 2002 году был разработан проект МТК Север – Юг, который пытались активизировать по схеме Россия – Азербайджан – Иран – Персидский залив – Индия.
В начале 2020 года вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов подписал циркуляр о необходимости принятия мер по реализации утвержденного проекта, однако это оказалось невозможным из-за ошибочной транспортной логистики, которую за прошедшие 20 лет с момента создания коридора так и не исправили, – по проекту в пути следования грузов приходится выполнять многочисленные перевалки между различными видами транспорта, что приводит к дополнительным расходам на стивидорные работы и увеличению транзитного времени перевозок (сейчас нужно сделать порядка пяти перевалок по пути из России в Индию или обратно и за каждую заплатить). Без специального флота перевозка внешнеторговых грузов по направлению обходится в $30 млрд ежегодно.
В. Збаращенко видит выход во внедрении на ветке МТК современного технологического уклада, связанного с использованием крупнотоннажных морских железнодорожных паромов с двухъярусной системой погрузки и выгрузки вагонов.
Анна Маничева