Ключевое понимание заключается в том, что долгое время мы шли по экстенсивному пути развития транспортной инфраструктуры. И это было оправдано стандартами развития глобальной экономики, которая берет свое начало после Второй мировой войны. И частью которой мы стали после крушения Советского Союза. Все это время мы ориентировались на реализацию проектов с явными конкурентными преимуществами, рассчитывали и развивали их в рамках стандартных бизнес-моделей. Например, есть Суэцкий канал как бенчмарк, и никакая финансовая модель альтернативных магистралей даже и не рассматривается.
Теперь, в условиях обострения мирового противостояния, наше мировоззрение поменялось. Из-за санкций мы в считанные месяцы остались без важных элементов бизнес-инфраструктуры, которую мы рассматривали как якобы общую, деловую и вне политики. И в этой ситуации логистические проекты приобрели новую проекцию расчета эффективности. Теперь это не просто модель сравнения окупаемости транспортировки через СМП и по Суэцкому каналу, это – расчет, который должен учесть уже наступившие санкции, риски будущих проблем, геополитическую нестабильность и в целом системную деглобализацию.
В этих условиях ключевые международные транспортные коридоры с российским участием приобретают совершенно иное значение для экономики страны. Это и СМП, и Восточный коридор, и, конечно, МТК Север – Юг.
При этом на последний маршрут возложена нагрузка не только диверсификации доставки к основным текущим рынкам сбыта, но и открытие нового бизнес-потенциала для нашей торговли.
Руководствуясь такой фундаментально новой парадигмой мировой экономики, команда N.Trans Lab подготовила аналитическое исследование «Из варяг в персы: перспективы развития транспортного коридора Север – Юг», цель которого – показать торгово-экономический потенциал МТК Север – Юг, текущие транспортно-логистические ограничения этого маршрута, недостатки действующей программы его развития, а также потенциал проактивного развития транспортной инфраструктуры коридора. Мы также сделали оценку стоимости данного проекта и продемонстрировали его экономический эффект.
Смысл нашего исследования заключается в том, чтобы не повторить ошибок, допущенных в несвоевременном развитии Восточного полигона.
Мы хотели внести свой вклад, чтобы, выражаясь словами нашего президента, снова «не зевнуть», только теперь на Южном полигоне.
Для начала надо сказать, что причина деградации в развитии МТК Север – Юг в основном связана именно с глобалистской парадигмой экономики, в которой мы находились все постсоветское время. Наши переговоры с Ираном по развитию логистического сотрудничества продолжаются более 20 лет. Далекого 12 сентября 2000 года Индия, Иран и Россия подписали соглашение о развитии МТК Север – Юг, которое было ратифицировано в течение ближайших двух лет. Позже к ним присоединились Казахстан, Белоруссия, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия. Однако с тех пор дальше дипломатических пассажей, намерений и заверений дело не шло.
В частности, за это время Россия неоднократно обсуждала с Ираном возможности электрификации линии Инче-Бурун – Гермсар на Восточной ветке МТК, строительство железнодорожной ветки Решт – Астара и многое другое. Но ни одного реального инвестпроекта мы не выполнили вплоть до 2023 года, когда было подписано соглашение между Россией и Ираном по реализации проекта строительства участка Решт – Астара на сумму $1,6 млрд, из которых 1,3 млрд – российские кредитные средства. Проект несет важный политико-дипломатический эффект, так как продвигает нас на новый уровень доверия и кооперации.
Но, к сожалению, в логистическом плане он не способен обеспечить достаточный прогресс даже по Западной ветке МТК Север – Юг. После ввода в строй участка протяженностью 162 км, пропускная способность которого составит до 15 млн т, мы упремся в узкие горлышки более существенных проблем и значительных ограничений. В частности, это недостаточная перерабатывающая способность железнодорожных пунктов пропуска Самур (8 млн т) и Астара в Азербайджане (13,6 млн т), а также Дербент (8 млн т) в России. Недостаточная провозная способность однопутного неэлектрифицированного участка Алят – Астара с низкой технологической оснащенностью, провозная мощность которого не более 10 млн т.
Низкая провозная способность железнодорожных линий Ирана от Решта до портов Персидского залива, в том числе участки Решт – Тегеран (320 км), Тегеран – Бендер-Аббас (1335 км), Кум – Хорремшехр/Бендер-Имам Хомейни (755 км). Их провозная способность ограничена объемом не более 10 млн т.
Отсутствие железнодорожных подходов к портам Чабахар, Бушир и Бендер-Ленге и многое другое.
Следующий момент, который, наоборот, определяет спрос на логистику МТК Север – Юг. По данным макроэкономического анализа, значение развития МТК Север – Юг обусловлено ростом спроса на российскую продукцию на рынках стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Индии и Ирана. К 2030 году совокупный объем экспорта в эти страны увеличится более чем в 2 раза и составит 249 млн тонн (+140 млн тонн относительно 2022 года). В наибольшей степени данные страны увеличат импорт российской нефти и нефтепродуктов, угля, продовольствия и зерна, а также химической продукции и металлов.