Чтобы купить новый изотермический вагон,
надо или заработать на старом, или сэкономить на тарифах
По словам экспертов, операторы сейчас не особо заинтересованы в обновлении парка изотермических вагонов. Причин для такой сдержанности несколько. Во-первых, нет субсидий на покупку инновационного подвижного состава, во-вторых, льготных тарифных схем, а кроме того, методика определения общего коэффициента теплопередачи ограждений изотермического подвижного состава разработана еще в прошлом веке и не отвечает требованиям грузовладельцев.
Рефрижератор – это дополнительный убыток

Эксплуатация рефрижераторных поездов была признана убыточной еще в конце 90-х гг. прошлого века, когда появились первые операторы такого подвижного состава. Загрузить одновременно свыше 400 т скоропортящейся продукции, следующей в одном направлении, в поезд практически невозможно, как тогда и заявлялось.

Помимо всего прочего, производство рефконтейнеров и рефвагонов Россия остановила в 1993-м. И все прошедшие годы подвижной состав – около 3 тыс. рефвагонов, рефконтейнеров и железнодорожных термосов – латали, ремонтировали, продлевали срок его годности, в общем, как-то выпускали на сеть. Но увеличивать срок эксплуатации дальше не позволяет не только изношенное холодильно-отопительное оборудование, но и истощенная долгим сроком эксплуатации термоизоляция, а также «уставшая» ходовая часть. Грузовладелец, который загружает скоропорт в такой подвижной состав, всегда чувствует себя участником лотереи, так как не знает, какой степени свежести он получит груз. И при этом он практически не может предъявлять претензии ни владельцу инфраструктуры, ни собственнику подвижного состава.
К вопросу массового производства подвижного состава для скоропорта рынок идет очень тяжело, хотя последние 2–3 года вагоностроители и предпринимали какие-то попытки в этом отношении. Первую попытку возобновить производство рефконтейнеров предпринял в 2017 году «Алтайвагон»: предприятие разработало автономный рефрижераторный вагон на базе крытых вагонов моделей 11-2135-01 и 11-2138. Предлагалось оборудовать их автономной рефрижераторной установкой и автономной системой подачи жидкого азота.

Три года спустя, в 2020-м, в гонку за рефтехнологиями включился и «Уралвагонзавод»: производитель разработал автономные рефрижераторные вагоны на базе модели 16-5213. Предусматривалось обустройство холодильно-отопительной установки в специальном отсеке на торце вагона.
В 2021 году Cool Infinity предложил автономный рефрижераторный вагон модели 16-1881, в котором использовались альтернативные источники энергии: для электроснабжения вагона наряду с дизель-генераторной установкой, интегрированной в автономную рефрижераторную систему, предлагались солнечные батареи, что позволило повысить время автономной работы вагона и снизить расход дизельного топлива.
Но операторы не спешат покупать вагоны у российских производителей. «Оператору нет смысла вкладывать деньги в обновление подвижного состава, и даже нет предпосылок к тому, чтобы что-то менять и инвестировать в подвижной состав», – считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По словам исполнительного директора союза «Объединение вагоностроителей» Евгения Семенова, парк изотермических вагонов не обновляют, потому что нет субсидий на столь дорогостоящие покупки. Впрочем, нет и специальных тарифных схем «как наиболее действенных инструментов привлечения операторов к обновлению парка грузового подвижного состава».

«И барьер даже не в самом отсутствии таких схем, а в том, что при проведении тарифной политики нет четкости и прозрачности ее принятия, и как следствие – нет никаких горизонтов планирования, поскольку изменение тех или иных тарифных норм может произойти не просто неожиданно, как произошла отмена специальных тарифных схем и замена их скидкой на груженый пробег, но и вразрез с действующими документами, принятыми правительством России, как это наблюдается с сочлененными вагонами. Так, например, при использовании шестиосных вагонов-хопперов введен повышающий коэффициент 1,28», – сетует эксперт.
Температурный тариф

В начале 2023 года рынку предложили новые мультимодальные маршруты: из Юго-Восточной Азии, Индии и Египта в российские Новороссийск, Калининград и Санкт-Петербург, в том числе и через Суэцкий канал.

В 2022-м в схему перевозок скоропортящейся продукции включили Севморпуть: в минувшем году через льды Российской Арктики семь судов ГК «Антей» при поддержке «Атомфлота» и «Дальрефтранса» доставили еще живого краба из Баренцева моря в Приморье, далее его перепродали на целевых рынках Юго-Восточной Азии.

Участники рынка активно «раскатывают» все три ветви международного транспортного коридора Север – Юг. Президент АСОРПС Михаил Синев заявляет, что у игроков есть большая заинтересованность к расширению маршрутов и сервисов, в частности, к развитию прямого железнодорожного сообщения через погранпереходы.

В прошлом году во всех видах подвижного состава и контейнерах по всем направлениям было перевезено 76 млн т скоропортящихся грузов – такую информацию предоставляет АСОРПС. По данным президента ассоциации, в 2018 году объемы перевозок скоропорта начали расти, в 2022-м динамика сохранилась (рост составил 21,7%, если сравнивать с предыдущим годом). Тенденция сохраняется и в текущем году.

На рынке рефперевозок – положительный тренд, подтверждает П. Иванкин. По его словам, весь объем скоропорта, который сегодня присутствует на рынке, превышает 100 млн т. Но большую часть грузов отдают не на железную дорогу: перевозки по сети только стремятся к показателю 8,5 млн т в год. Одна из причин столь малой доли – высокие тарифы. В компании «Евросиб» это мнение разделяют и называют основным фактором, который тормозит процесс развития рынка, «неадекватную тарифную политику РЖД».

«Тариф за перевозку в термоизолированном и рефрижераторном контейнере выше, чем для универсального, иногда в 3 раза и больше. При этом никаких дополнительных операций РЖД с данными контейнерами не проводят и за температурный режим ответственности не несут», – отмечает представитель компании.

Перевозки скоропортящейся продукции в рефвагонах простимулированы тарифами. В частности, перевозка замороженных грузов в рефвагонах дешевле, чем в рефконтейнерах. Официально тарифы были выравнены, но грузовладельцы на собственном бюджете убедились, что перевозить груз в рефвагоне выгоднее, так как у контейнеров очень дорогие операции в конечных точках загрузки и выгрузки. Подсчитано, что тарифы на перевозку в рефконтейнерах выше на 25% в груженом и на 12% – в порожнем состоянии по сравнению с перевозками в рефвагонах.

Председатель совета директоров ООО «Рефагротранс» Валерий Барченко в доказательство тормозящего эффекта тарифной политики РЖД ссылается на действующий прейскурант. Согласно ему ставки на перевозку грузов определяются их классностью, то есть тариф на перевозку в специализированном подвижном составе скоропортящейся продукции первого класса составляет 124 тыс. руб. Для сравнения: перевозка продукции третьего класса обходится грузовладельцу уже в 3 раза дороже, почти в 314 тыс. руб. К этому классу относят пиво, вино, кормовые добавки и медикаменты. А косметику по маршруту Москва – Владивосток перевозят и вовсе за 348,7 тыс. руб.

«Привлечь к перевозкам клиентов, у которых второй класс скоропортящейся продукции – это молочные продукты, консервы, соки и воды, – мы не можем! У них увеличенный вдвое тариф, до 204 тыс. руб. Мы их не можем привлечь на сеть даже в режиме термосов», – отмечает В. Барченко.

Тарифную политику РЖД эксперт называет «просто запретительной». Владельцы скоропортящейся продукции отдают груз на автомобильный, водный транспорт или даже авиаперевозчикам. А железнодорожный монополист, чтобы вернуть грузовладельцев на сеть, начал работу над новым прейскурантом. И, возможно, тарифы на перевозку в сухих и рефрижераторных контейнерах уравняют, считает П. Иванкин, хотя бы для того, чтобы «раскатать» новые коридоры.
Автомобилисты пока выигрывают

Владелец железнодорожной инфраструктуры, кажется, просьбу грузовладельцев услышал: сейчас ввели скидки в 21% на перевозки рефрижераторных контейнеров по маршруту Селятино (Подмосковье) – Сергели (Узбекистан) через пограничную станцию Канисай, а в обратном направлении – через станцию Озинки. Однако даже столь значительное снижение тарифа никак не повлияет на перевозки, пока будет классность, отмечает В. Барченко. Понятно, говорит он, что решение, которое принято в РЖД, заодно означает направления, которые будут в приоритете в ближайшее время. Но внутрироссийские перевозки так же значимы, а где-то они и более важны, чем экспортные, считает П. Иванкин. «И здесь в рамках стимулирования этих перевозок надо рассматривать вопрос по скидкам. РЖД сами создали прецедент на экспортные маршруты, соответственно, по внутрироссийским перевозкам такую работу тоже необходимо вести», – уверен он.

Пока же у автомобилистов до 45% выросла доля клиентов, которые запрашивают услугу «терморежим», об этом сообщают в логистической компании «Скиф-Карго». Год назад доля клиентов, которые запрашивали данный сервис, составляла всего 20%. Отношение поставщиков медикаментов, лакокрасочных материалов, а также консервированных продуктов питания к качеству продукции изменилось, говорит коммерческий директор «Скиф-Карго» Михаил Коптев.

«Если раньше клиенты предпочитали экономить и доставка ограничивалась в лучшем случае перевозкой в изотермическом фургоне, то сегодня они зачастую просят подтверждение соблюдения температуры на всем пути следования груза», – отмечает он.

В целом запрос на услуги автоперевозчиков стал столь высоким, что компании поднимают тарифы. В этом году уже дважды. Причин для этого несколько: и увеличение утилизационного сбора, и изменение курса рубля, а также рост цен и сложности с поставками запчастей для импортных автомобилей, общее подорожание новой техники. И главное – грузовладельцы уходят от железнодорожного перевозчика, у которого нет изотермических вагонов, но идут на автотранспорт, который пока не смог решить вопрос дефицита тягачей и полуприцепов для выполнения рефперевозок.

М. Коптев подчеркивает, что число новых клиентов у автоперевозчиков растет: в 2022 году было совершено 11,3 тыс. рейсов, а в I полугодие 2023-го – для сравнения – уже 5,8 тыс. По прогнозам компании, к концу года этот показатель достигнет отметки 13 тыс. Осень-зима, как известно, – самое активное время в логистике, объясняет эксперт.

Алена Алешина