Сибирь со всех ракурсов
Сибирь как большой транспортный узел сейчас занимает особое место в экономике страны. Какие цели и задачи в долгосрочной перспективе ставят перед собой руководители страны, региона, крупных предприятий, какие видят перспективы по развитию СФО и даже какие профессии будут наиболее востребованы к 2035 году – разбирались на X Сибирском транспортном форуме. Мы собрали наиболее значимые мнения, которые звучали из уст экспертов на форуме.
Игорь Левитин, помощник президента РФ, секретарь Государственного Совета РФ
«Говоря о транспорте, сейчас активно развиваем Северный морской путь (СМП). Это, по сути, параллельная Транссибирская магистраль, только по морю. Почему не развивали раньше? Не было таких технологий. Прежде, хоть было дорого и тяжело производить ледоколы, все равно не отдали такую технику на производство другим странам. Зато сейчас строим суда сами. Нам надо ориентироваться на свои возможности, мы их недооцениваем. У СМП большие перспективы: 36 млн тонн грузов перевезено, 80 – в плане, но мы уже видим, что будет гораздо больше».
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области
«Основные транспортные коридоры нашей страны Запад – Восток, Север – Юг крайне важны и для Новосибирской области. Может, в меньшей степени, но уделяется внимание также Чуйскому тракту, который проходит через наш регион до границы с Монголией. Благодаря ему имеется выход на Китай, страны центральной Азии через Казахстан – в Узбекистан, Афганистан, Пакистан и другие. Не упоминаю отдельных проектов по развитию авиационной и железнодорожной инфраструктуры, которые также нам очень важны. Но если говорить про будущее нашей страны и место Сибири и Новосибирской области в нем: мы находимся на перекрестии трех направлений перспективных рынков – Запада, Востока, и Юга. В современном мире транспортная логистика – поддерживающая инфраструктура, способствующая развитию других отраслей, или сдерживающая, если она, наоборот, не развита или дорогая. Разворот на Восток очевиден. Даже если ситуация поменяется, вряд ли мы уйдем от этого вектора. Мы открываем рынки восточного полушария, и сегодня это важное направление.
Кроме Юго-Восточных рынков, есть центральноазиатские. Они пока не раскрыты полностью, но и здесь мы видим перспективы. В Афганистане, Пакистане живет много людей, и они потребляют в том числе новосибирскую пшеницу, которая попадает к ним через Казахстан.
Близость будущего коридора Север – Юг дает нам дополнительные преимущества, и мы можем говорить не только о развитии логистической, транспортной инфраструктуры, но и об ускоренном появлении производственных мощностей».
Роман Троценко, председатель Совета директоров Корпорации АЕОН
«В основе создания коридора Север – Юг лежит идея обустройства своей земли, чтобы наша территория была удобна для жизни, эффективна для работы и сохранена для будущих поколений. Это возможно только при работе «в треугольнике»: при взаимодействии государства, бизнеса и граждан. Если один из элементов треугольника выпадает, то развития не происходит. Без заинтересованности людей работа становится бессмысленной, без господдержки территория может стать зоной случайного строительства.
Новосибирск – транспортный центр страны, находящийся на Транссибе. Еще есть СМП, но оба этих коридора – широтные. Север – Юг же сейчас самое перспективное направление, потому что в Азии создается 70% мирового ВВП, наши грузы должны быть там, но и мы, в свою очередь, потребляем много их продукции. Так что развитие этого коридора можно по важности сравнить с запуском Транссиба. Это общее стремление российских грузов на юг по самому короткому пути. Широтные провозные способности ограниченны, и их расширение обойдется дорого, открытие же нового коридора поменяет облик российской внешней торговли».
Александр Климов, ректор ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ)
«Мы понимаем, как будет развиваться транспортная отрасль, и на треке 2030–2035 годов наиболее перспективными направлениями, и, соответственно, требующими специалистов, будут отрасли, связанные с беспилотными транспортными средствами и инфраструктурой для их эффективной работы. Уже есть тренажерный комплекс для подготовки кадров в области полу- и автономного судовождения. Выпустились первые специалисты для работы на судах, которые свяжут Санкт-Петербург и Калининград. Здесь же – специалисты, эксплуатирующие беспилотные летательные средства.
Без умной инфраструктуры невозможно эффективно организовать движение транспортных средств, поэтому еще одна востребованная специальность – специалист-архитектор транспортных систем. Без технологий больших данных, искусственного интеллекта мы не сможем в рамках агломераций управлять транспортным поведением.
И никуда не деться от повестки экологии, декарбонизации. К 2035 году эти вопросы станут одними из определяющих».
Подготовила Анна Маничева
Made on
Tilda