С корабля на самолет
Трансферные потоки через сибирские аэропорты нарастают. Интересантами все чаще выступают морские линии. Таким образом грузы из портов центральной России отправляют в порты Дальнего Востока, есть грузы и в обратном направлении. О перспективности авиации во внешнеторговой грузовой деятельности заявляют участники Х Международного Сибирского транспортного форума.
Авиация в мультимодальной цепочке

Современная схема транспортировки грузов такова: контейнер пришел в Россию морем, его разгрузили на воздушное судно. S7 Cargo рассказывает о заинтересованности по созданию ускоренных грузовых маршрутов FESCO, об этом говорит Илья Ярославцев, генеральный директор грузовой авиакомпании.

«Видим интерес со стороны FESCO к ускорению своих грузопотоков и обращению к авиаперевозчикам. В целом синергия между различными видами транспорта будет способствовать увеличению трансферной загрузки», – констатирует он

Есть потребность включить в эту цепочку железнодорожный транспорт, но для развития его нужны специальные тарифные условия, добавляет авиатор. Участники рынка признаются, разница в тарифах у авиационного и железнодорожного транспорта колоссальная. Чтобы компенсировать разрыв целесообразно разработать механизм субсидирования. Соответствующее обращение готовится в Российском союзе промышленников и предпринимателей, о нем рассказывает коммерческий директор авиакомпании «Авиастар-ТУ» Александр Барышев.

«При этом механизмы [субсидирования] – различны. Они могут быть направлены как на поддержку или предпринимателя или организации, которая пользуется данным продуктом, или непосредственно на целевую компенсацию расходов авиакомпании», – продолжает он.
Грузовой самолет Boeing 737-800BCF
Китай выходит на маршрут

Прошлогодние события наиболее драматичным образом отразились на грузовых воздушных перевозках. На внутрироссийском направлении выполнено почти на 60% меньше, чем годом ранее, а на международных воздушных линиях падение еще больше: по итогам 2021 года перевезено 948 тыс. тонн, в 2022 – 243 тыс. тонн, падение 74%, статистику приводит Илья Ярославцев.

«После введения санкций по воздушным судам иностранного производства, таким как Boeing-757, которые есть в нашем парке, даже ряд дружественных государств, не говоря о всех остальных, отказывает в предоставлении услуг по наземному обслуживанию, заправке воздушных судов топливом», – добавляет Александр Барышев.

Прямые грузовые маршруты из Китая в Россию сейчас выполняют только на Ту-204, часть маршрутов выполняются китайскими авиакомпаниями. Но сибирские аэропорты констатируют не падение доходов, а рост. Этому способствуют рост транзитных потоков. Драйвер – грузоперевозки из центральных регионов на Дальний Восток, загрузкой обеспечены и обратные рейсы. Трансферный грузопоток по авиаузлу Новосибирск (Толмачево) только у S7 Cargo в 2022 году вырос примерно на 40%, по Иркутску – в 5 раз, по Владивостоку – на 11%. Кооперацию с китайскими авиакомпаниями обеспечила перегрузку грузов в аэропортах Улан-Удэ, Красноярска, Новосибирска.

«В Улан-Удэ, можно сказать, инфраструктуры нет. Тем не менее обеспечение стыковок с китайскими перевозчиками происходило на достаточно высоком уровне, прежде всего за счет гиперактивного желания развиваться со стороны самого аэропорта», – признается Илья Ярославцев.

До 2022 года доход аэропортам обеспечивала взлет-посадка, а также дозаправка и технические работы, в конце 2022 года основной заработок обеспечивает транзит с перегрузкой. В цепочку вовлечены также таможенные службы.

«Появляется таможенный транзит, необходимые платежи в регионах, различные налоги», – говорит Александр Барышев.

Зафиксирован рост спроса на доставку мелких грузов из КНР. Сейчас, после ухода DHL, эта ниша не занята. Развитие сервиса по авиационной консолидации грузов из Китая взяла на себя «Скай Карго Сервис», об этом говорит Артем Мегаев, ведущий специалист по организации авиагрузоперевозок.

«Идет сбор нескольких грузов от разных отправителей, потом они объединяются их в одну партию. Это увеличивает вес перевозимой партии. Стоимость [авиадоставки] пропорционально делится на всех заказчиков этой перевозки», – объясняет А. Мегаев.
Грузовой терминал Международного Аэропорта Владивосток
Аэропорты наращивают мощность

Около 50 млрд руб. может быть затрачено на реконструкцию аэропорта Толмачево до конца 2030 года, такие данные следуют из презентации, представленной на Сибирском транспортном форуме. Как рассказал замдиректора по авиационной коммерческой деятельности АО «Аэропорт Толмачево» Игорь Леонтьев, в настоящее время продолжаются работы по созданию соединительной рулежной дорожки. Это позволит обеспечить одновременную работу двух взлетно-посадочных полос (ИВПП), тем самым повысив пропускную способность авиаузла. С учетом корректировки проектной документации объем финансирования работ составит 5,3 млрд руб. Завершить данную стройку предполагается в 2027 году.

Рассматривается возможность реконструкции ИВПП-1. Предполагается ее перевести в рулежную дорожу, а севернее построить новую полосу с аналогичными взлетно-посадочными характеристиками. В проектные работы стоимостью от 350 млн руб. инвестирует АО «Аэропорт Толмачево».

В дальнейшем планируется внести этот проект в КПМИ, уточнил И. Леонтьев. Строительные работы предлагается провести в 2027–2030 годы. Финансирование оценивается в более чем 34 млрд руб.

Алена Алешина
Made on
Tilda