Китай выходит на маршрут
Прошлогодние события наиболее драматичным образом отразились на грузовых воздушных перевозках. На внутрироссийском направлении выполнено почти на 60% меньше, чем годом ранее, а на международных воздушных линиях падение еще больше: по итогам 2021 года перевезено 948 тыс. тонн, в 2022 – 243 тыс. тонн, падение 74%, статистику приводит Илья Ярославцев.
«После введения санкций по воздушным судам иностранного производства, таким как Boeing-757, которые есть в нашем парке, даже ряд дружественных государств, не говоря о всех остальных, отказывает в предоставлении услуг по наземному обслуживанию, заправке воздушных судов топливом», – добавляет Александр Барышев.
Прямые грузовые маршруты из Китая в Россию сейчас выполняют только на Ту-204, часть маршрутов выполняются китайскими авиакомпаниями. Но сибирские аэропорты констатируют не падение доходов, а рост. Этому способствуют рост транзитных потоков. Драйвер – грузоперевозки из центральных регионов на Дальний Восток, загрузкой обеспечены и обратные рейсы. Трансферный грузопоток по авиаузлу Новосибирск (Толмачево) только у S7 Cargo в 2022 году вырос примерно на 40%, по Иркутску – в 5 раз, по Владивостоку – на 11%. Кооперацию с китайскими авиакомпаниями обеспечила перегрузку грузов в аэропортах Улан-Удэ, Красноярска, Новосибирска.
«В Улан-Удэ, можно сказать, инфраструктуры нет. Тем не менее обеспечение стыковок с китайскими перевозчиками происходило на достаточно высоком уровне, прежде всего за счет гиперактивного желания развиваться со стороны самого аэропорта», – признается Илья Ярославцев.
До 2022 года доход аэропортам обеспечивала взлет-посадка, а также дозаправка и технические работы, в конце 2022 года основной заработок обеспечивает транзит с перегрузкой. В цепочку вовлечены также таможенные службы.
«Появляется таможенный транзит, необходимые платежи в регионах, различные налоги», – говорит Александр Барышев.
Зафиксирован рост спроса на доставку мелких грузов из КНР. Сейчас, после ухода DHL, эта ниша не занята. Развитие сервиса по авиационной консолидации грузов из Китая взяла на себя «Скай Карго Сервис», об этом говорит Артем Мегаев, ведущий специалист по организации авиагрузоперевозок.
«Идет сбор нескольких грузов от разных отправителей, потом они объединяются их в одну партию. Это увеличивает вес перевозимой партии. Стоимость [авиадоставки] пропорционально делится на всех заказчиков этой перевозки», – объясняет А. Мегаев.