Интеллектуальные транспортные системы требуют новых профессий
Проекты по автономному авто, ж/д и судовождению уже внедряются, и высшая школа – не успевает отвечать на вызовы времени. Она обязана обеспечить кадрами проекты, реализующие безлюдные технологии, об этом на пленарной дискуссии X Международного Сибирского транспортного форума заявили представители высшей школы.
Интеллектуальные транспортные системы первого уровня зрелости

Число погибших на дорогах уменьшается, если внедрять интеллектуальные транспортные системы (ИТС), но показатель все равно крайне высок, говорит Александр Поляков, эксперт Минтранса и Минстроя. Выход способен показать "умный" светофор. При красном сигнале они подсвечивает тротуар, а при зеленом – проезжую часть. В него, при необходимости, могут внедрить модуль для распознавания лиц, который возможно использовать и для поиска людей. Подобные светофоры SmartLight производит российская компания «Аркона». Но пока в Новосибирской агломерации нет ни одного "умного" светофора, работающего в программируемом режиме. Новосибирская агломерация (иногда называемой Большой Новосибирск) — крупнейшая городская агломерация Сибири с населением более 2 млн чел. И здесь через четыре месяца, к концу 2023 года, появится 23 "умных" светофора, об этом говорит Михаил Ионин, начальник отдела сопровождения интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

«Это важные улицы, и жители города обязательно почувствуют эффект», – подчеркивает он.

Подсчитано, первого уровня зрелости интеллектуальные транспортные системы, при котором в "умном" режиме будут работать не менее 20% светофоров, регион рассчитывает достичь до конца 2024 года. В России переход в ИТС начался в 2022 году, тогда 51 российский регион получили 7,35 млрд руб. На эти деньги в Рязанской, Нижегородской и Ивановской областях, в том числе, построены 13 центров управления дорожным движением, четыре центра мониторинга и управления общественным транспортном, 22 ЦОДа, больше 1,2 тыс. дорожных контроллеров и 60 метеостанций. Но, говорит Иван Астафуров, директор по развитию ООО «Ангелы АйТи», в 2023 год финансирование уменьшено до 5 млрд руб.

«Очень важный и актуальный вопрос – сохранение уровня финансирования ИТС. Сегодня – это не просто технологии и системы, а уже часть системной политики государства в области цифровизации транспорта», – говорит Дмитрий Ольховиков, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».
Cветофор c функцией Face ID
Школа беспилотов

Российским железным и автомобильным дорогам, а также морям и небу необходимы профессиональные операторы по управлению беспилотным транспортом. Но на рынке их почти нет. Первый выпуск профессиональных операторов по автономному и полуавтономному беспилотному судовождению состоялся этим летом. Профессионалы, крайне востребованные на современном транспортном рынке направлены на морскую линию, связывающую Петербург и Калининград. Рынку необходимы и специалисты по управлению беспилотными летательными аппаратами, и большегрузами, говорит Александр Климов, ректор ФГБОУ ВО РУТ (МИИТ).

«Эти профессии будут востребованы в ближайшие лет десять», — говорит Александр Климов.

Да и самой высшей школе нужны те, кто сможет обучить студентов управлению беспилотными транспортными средствами.

«Беспилотное управление транспортом – одно из приоритетных направлений для развития транспортной отрасли. Инфраструктура – тоже важна, без нее невозможно обеспечить движение беспилотных транспортных средств, с моей точки зрения», — продолжает Александр Климов.

Архитектор транспортных систем тоже будет востребован в ближайшие 10 лет, по мнению ректора. Без технологий больших данных, искусственного интеллекта невозможно в рамках агломераций управлять транспортным поведением, заключает он.
РЖД тестирует беспилотный поезд Ласточка
Практика: беспилотные технологии

Иван Глушаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса LAMACON считает, что пока о резком спросе на операторов беспилотных транспортных средств рано. И речь не столько о низком технологическом развитии, но и о правовом поле. Например, законодательная база для большегрузных автомобилей, которые уже запущены по трассе М-11 в экспериментальном режиме, до сих пор не проработана.

«Поскольку беспилотный транспорт эксплуатируется на дорогах общего пользования, а не на отдельных магистралях, требуется нормализация нормативной базы. Необходимо отрегулировать правила дорожного движения, в которых предусмотрят все потенциальные внештатные ситуации. Кроме того, важно учитывать, что беспилотная техника чувствительна к качеству дорог и разметки. Это создает ограничения для трасс, где могут применяться машины без водителей», — говорит И. Глушаков.

Неразвитость законодательства защищает и водителей. В России пока много дорог, на которых не обойтись без человека, добавляет он.

С участником рынка согласен и Кирилл Рассадкин, генеральный директор компании ЕвроТрансЭкспедиция. Оценка эксперимента по перевозке грузов беспилотными тягачами КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева» зависит от нескольких факторов, таких как эффективность работы системы управления, безопасность движения, степень автоматизации процесса, говорит он.

«Если эксперимент был успешным в этих аспектах, то это может быть положительным шагом в развитии беспилотных грузовых перевозок», — рассуждает он. Но пока итоги эксперимента не подведены. Более того, для широкого внедрения беспилотных технологий необходимы дополнительные инвестиции в науку и технологии, а также создание соответствующей инфраструктуры.

«Скорость масштабирования беспилотных перевозок может зависеть от различных факторов, таких как законодательство, технологии, доступность инфраструктуры и многих других. Эта технология все еще находится в стадии развития, необходимы дополнительные исследования и испытания перед масштабированием», — заключает Кирилл Рассадкин.
Беспилотные грузовики на трассе М-11
Алена Алешина
Made on
Tilda