Экспорт топлива – можно ли его разогреть?
На сети РЖД есть возможность улучшить погрузку нефтепродуктов в II полугодии 2023 года. Вопрос в том, пропустит ли дополнительные грузопотоки железнодорожная инфраструктура.
Тариф на отправки грузов по сети РЖД с конца 2021 года по январь текущего вырос на 30%. Скидок от перевозчика на 2023-й для нефтеналивных грузов практически нет. Сохранены некоторые предложения в рамках тарифного коридора. Введены понижающие коэффициенты к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01, в 2023 году – до 33,5% на перевозки нефти с ряда станций ЮУЖД в Белоруссию.

Но погоду на сети это не делает. В ОАО «РЖД» говорят грузоотправителям: просите субсидии. И с 1 апреля 2023-го в России расширится география поставок нефтепродуктов по сети РЖД на Дальний Восток, в Красноярский край и Иркутскую область с субсидией перевозчику на бензин, дизтопливо и авиакеросин. В общем, негусто.

Для сравнения: по данным исследования «Ставки и грузовые вагоны», которое проводит «РЖД-Партнер», ставки аренды цистерн для светлых нефтепродуктов на споте у железнодорожных операторов за январь 2023 года увеличились по сравнению с декабрем позапрошлого года всего на 3%, до 1250 руб./сут.

Правда, по долгосрочным контрактам для крупных игроков, судя по информации ИПЕМ, ставка их аренды составила 1530 руб./сут. Клиенты в данном случае готовы переплачивать, чтобы цистерны для светлых нефтепродуктов всегда были у них под рукой.

Почему зимой простаивали цистерны?

Кроме того, при долгосрочных контрактах редко взыскивают штрафы от операторов за простой подвижного состава на путях необщего пользования и задержки в пути по вине грузоотправителя, а на споте это практикуется достаточно часто. Так что в итоге сложно сказать, что оказывается выгоднее.

Ведь стоять груженые цистерны в ожидании отправки, как выясняется, могут достаточно долго, судя по данным, приведенным заместителем начальника управления и организации отгрузок ПАО «НГК «Славнефть» Юлией Нечаевой. Такие ситуации возникают из-за того, что согласование ГУ-12 уже не гарантирует отправку. Тормозит недостаточное развитие инфраструктуры на самых востребованных направлениях. И на железных дорогах ввели дополнительный инструмент контроля в виде суточного планирования. В нем может появиться запрет на перевозку уже погруженных вагонов, причем без объяснения причины. Опция автоматизирована. Все решает искусственный интеллект.

При этом не всегда учитывается реальное положение дел на сети и на станции выгрузки. Ведь если те же вопросы решаются в ручном режиме, то отправки идут в срок или с минимальными отклонениями от графика.

Правда, в марте клиентам пообещали улучшить ситуацию с простоями вагонов. И отчасти перевозчик сдержал свое обещание – именно благодаря переходу на ручное регулирование отправок.

Количество простаивающих вагонов, как отмечали на деловом семинаре «РЖД-Партнера», посвященном вопросам перевозок нефтепродуктов, в марте сократилось. Однако нельзя сказать, что ситуация полностью нормализовалась.

Жесткий логконтроль

Есть и другие вопросы, связанные с организацией перевозок нефтепродуктов, которые требуют решений. Ведь, как выясняется, государство определило довольно понятные правила игры в сложившейся ситуации. Морской флот есть. Перевалочных мощностей российских стивидоров достаточно для поддержания экспорта на приемлемом уровне. Получается, что многое сегодня определяет провозная способность РЖД, от которой в значительной мере зависят объемы экспорта нефтепродуктов.

Александр Солнцев
Made on
Tilda