В 2023 году ожидается рост спроса за рубежом на российское топливо
Перевозки дизтоплива и бензина на экспорт по сети РЖД в январе и феврале 2023 года увеличились за счет поставок в Индию, а также в страны АТР и Восточной Африки. В частности, по данным, приведенным PTI, продажи дизтоплива в Индии в феврале выросли почти на четверть.
Экспортная волатильность

Динамика экспорта, согласно статистике информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», под влиянием введенных санкций на вывоз из РФ нефтепродуктов морским путем продемонстрировала волатильность.
В январе 2023 года перевозки дизтоплива на экспорт по сети РЖД сократились до 1 млн т, что на 11% меньше, чем за аналогичный период 2022-го. Однако уже в феврале отправки за рубеж на сети отыграли снижение, увеличившись на 13% по сравнению с тем же месяцем 2022 года.

Экспорт бензина в текущем году и вовсе не испытал спада. В январе перевезли для прокачки через российские морские терминалы и сухопутные погранпереходы около 0,9 млн т, что на 28% больше. А в феврале экспорт прибавил в оборотах, увеличившись в 1,4 раза.

Снижение затронуло в основном прочие светлые нефтепродукты, основную часть которых составляет нафта. Например, в феврале ее перевозки по сети РЖД на экспорт сократились на 8%. Это связано со снижением переработки сырья для выпуска минудобрений в ряде стран из-за высокой стоимости их производства.

Индийский феномен

Отметим, что зимой же синхронно на 18–20% выросли продажи светлых нефтепродуктов в Индии. При этом из Индии и на продажу в Европу отправили морем больше бензина (из переработанной в этой стране нефти).

Так что неудивительно, что экспорт нефти морем из РФ в Индию также вырос. Но не сразу. Соответственно в январе текущего года в перевозках по сети РЖД по данной номенклатуре был отмечен спад.

Однако в феврале железнодорожный экспорт вырос в 1,9 раза. Экспорт темных нефтепродуктов увеличился в 1,7 раза. В эту категорию входит в основном бункеровочное топливо для морского флота.

Мазутная недостаточность

Таким образом, из всех номенклатур в экспорте зимой устойчивое снижение затронуло керосин и мазут. Перевозки первого в феврале 2023 года сократились в 1,4 раза, а второго – на 4,6%.

Спад вывоза за границу керосина связан со снижением его потребления мировыми авиаперевозчиками. А потребление мазута предприятиями ТЭК уменьшилось из-за теплой зимы.

Сокращения российских продаж мазута за рубеж из-за санкций в феврале уже фактически не наблюдалось. Просто отечественная логистика экспорта претерпела трансформацию.

Поэтому в марте эксперты ожидали лучшие результаты, чем по итогам зимы, и прогнозы оправдались. Российский спотовый рынок, можно сказать, оправился от перенесенного шока.

Весеннее потепление

В целом погрузка нефти и нефтепродуктов, по данным ОАО «РЖД», в марте увеличилась на 8%. Значительный прирост произошел за счет экспорта.

Как отмечают эксперты, ряд НПЗ Индии в 2023 году стали импортировать продукты нефтепереработки из России, чтобы можно было впоследствии отправлять продукты местного производства из российской нефти в страны Запада, признают аналитики Вusiness Standard. Эксперты уточняют, что зарубежные нефтепродукты, полученные за счет переработки российской нефти, не попадают под санкции.

Аналогичные схемы найдены и в других странах. А в некоторых морских портах наблюдается перевалка нефтегрузов с борта танкера, вышедшего из российских морских портов с отключенными транспондерами морской системы спутниковой навигации, на другой танкер – для доставки в страны ЕС.

По данным Lloyd's List, около четверти морских перевозок нефтегрузов в 2023 году совершалось так называемым теневым флотом. Иными словами, танкерами, которые не указывают характер перевозимого груза и порт назначения.

С таким флотом в морских портах ЕС ведется борьба. Однако масштаб теневых перевозок не позволяет привлекать для этого достаточное количество ресурсов. Основной инструмент – контроль сотрудниками морских администраций в европейских портах. Чиновников для этого мало. И проверки ограничиваются документами. А морские правила позволяют не вносить в них часть информации о грузе при определенных условиях выполнения рейсов.

Остается добавить, что потребление российских нефтепродуктов в странах Восточной Африки весной 2023 года также существенно увеличилось. Оживление произошло в тех морских портах, которые ранее осуществляли тесный грузооборот с российскими экспортерами во времена СССР.

Александр Солнцев
Made on
Tilda