X конкурс журнала РЖД-Партнер для студентов и аспирантов
Определение рационального варианта доставки грузов из Китая с учетом ключевых параметров эффективности в логистике
Мировой кризис 2022 года глобально повлиял на логистику грузовых перевозок из Китая в Россию, в результате чего многие устоявшиеся цепочки поставок продукции были разорваны или претерпели существенные изменения. Ранее больше половины грузоперевозок в Российскую Федерацию осуществлялось через северо-запад страны, а именно через балтийские порты, значительная часть шла также через ряд черноморских портов и другие.
  • Вадим Гладунов,
    студент Сибирского государственного университета путей сообщения
В условиях мирового кризиса логистика товародвижения перестроилась на восток и юг. Наблюдается увеличение грузопотоков продукции и сырья через дальневосточные порты, а также пограничные переходы с Китаем, Монголией и Казахстаном. Также, помимо всего прочего, влияние на переориентацию грузопотоков и изменение логистики оказал и контейнерный кризис. Рост стоимости морского фрахта, аварийные ситуации в Суэцком канале, недостаток транспортных активов привели к изменению привычных маршрутов доставки, которые отрабатывались и совершенствовались на протяжении многих лет [1]. Данные факты говорят о том, что вопросы изучения логистических процессов обмена продукцией и торговых отношений между странами являются достаточно актуальными в наши дни.

С целью обеспечения бесперебойной перевозки груза в качестве ключевых предлагается рассмотреть следующие технологии поставки контейнеров из Китая в Западную Сибирь [2]:

Технология № 1 (прямая смешанная перевозка – морской транспорт + железнодорожный транспорт) порты Китая – дальневосточные порты России – железнодорожные станции Сибири. Контейнеры загружаются в морские суда в портах Китая и следуют до дальневосточных портов России. На припортовых и крупных станциях рядом с этими портами формируются грузовые и контейнерные поезда, которые следуют до станций назначения в Западную Сибирь по Транссибирской магистрали. На станциях назначения с контейнерами производятся коммерческие операции по одной из двух технологий работы – на самой станции, либо же на примыкающих к ней путях необщего пользования (ПНОП).

Технология № 2 (прямая смешанная перевозка – морской транспорт + автомобильный транспорт) порты Китая – дальневосточные порты России – склады в городах Западной Сибири. Контейнеры загружаются в морские суда в портах Китая, на которых они следуют до дальневосточных портов России. Далее контейнеры загружаются в полуприцепы-контейнеровозы и в грузовиках следуют на склады в города Западной Сибири.

Технология № 3 (прямая железнодорожная перевозка) железнодорожные станции Китая – пограничные переходы между странами – железнодорожные станции Сибири. На железнодорожных станциях Китая или на примыкающих к ним путях необщего пользования формируются грузовые и контейнерные поезда назначением в города Российской Федерации. Данные поезда следуют через пограничные переходы между государствами и далее по Транссибирской магистрали на станции Западной Сибири.

Технология № 4 (прямая автомобильная перевозка) склады в городах Китая – пограничные переходы между странами – склады в городах Западной Сибири. На складах городов Китая контейнеры загружаются в полуприцепы-контейнеровозы назначением в города Российской Федерации. Грузовики следуют через пограничные переходы между государствами и далее по территории России на склады в города Западной Сибири.

В рамках исследования будут рассмотрены следующие цепи поставок продукции из Шанхая в Новосибирск в соответствии с представленными выше технологиями:
Логистическая цепь поставки № 1 представлена на рис. 1.
~
Логистическая цепь поставки № 2 представлена на рис. 2.
~
Логистическая цепь поставки № 3 представлена на рис. 3.
~
Логистическая цепь поставки № 4 представлена на рис. 4.
~
Логистическая цепь поставки № 5 представлена на рис. 5.
~
Логистическая цепь поставки № 6 представлена на рис. 6.
~
Логистическая цепь поставки № 7 представлена на рис. 7.
~
Логистическая цепь поставки № 8 представлена на рис. 8.
Расстояние между портами Китая и России определяются с помощью Таблиц морских расстояний, между станциями Российской Федерации – по Тарифному руководству № 4 [3], между станциями Китая, Монголии и России – по Единому транзитному тарифу (ЕТТ) [4], между городами Китая, Монголии и России – при помощи сайта «Автодиспетчер» [5].

В качестве груза для расчета приняты «Изделия макаронные» (код ЕТСНГ: 512002). Перевозка осуществляется в 40-футовом контейнере.

Срок доставки грузов при организации прямой смешанной перевозки (морской транспорт + железнодорожный транспорт + автомобильный транспорт) определяется по формуле:
Нормативный срок доставки грузов железнодорожным транспортом по территории России определяется на основании Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом [6] по формуле:
Для определения сроков доставки грузов морским транспортом используется методика, связанная с понятием коммерческой скорости. Коммерческая скорость характеризует быстроту продвижения груза на морской линии и учитывает время нахождения грузов как в пути, так и в портах отправления и назначения.

Коммерческая скорость определяется по формуле:
Срок доставки груза морским транспортом определяется по формуле:
Расчетным путем среднесуточная норма грузовых работ в портах отправления и прибытия может быть определена по формуле:
где К – годовой контейнерооборот порта, конт/год;

12 – значение, переводящее годовой контейнерооборот к месячному;

2 – значение, учитывающее погрузку и выгрузку контейнеров в портах;

30 – число дней в месяце.
Срок доставки груза автомобильным транспортом определяется по формуле:
Эксплуатационная скорость автотранспорта на маршруте определяется по упрощенной формуле:
В соответствии с пунктом 26.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД) [7] в пределах одного рабочего дня время управления грузовым транспортом не должно превышать 9 часов (ограничение на суточный пробег автотранспорта).

Расчет нормативных сроков доставки продукции при организации прямой железнодорожной доставки из Китая в Россию осуществляется с применением Соглашения о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) [8]. Нормативный срок доставки продукции в этом случае определяется по формуле:
На рис. 9 представлены сроки доставки контейнера из Шанхая в Новосибирск. Укрупненно затраты на перевозку 40-футового контейнера из Шанхая в Новосибирск можно определить по формуле:
Провозная плата по территории Российской Федерации определяется на основании положений Тарифного руководства № 1 (Прейскурант № 10-01). В данной работе провозная плата определена с использованием АС ЭТРАН. Расчет провозной платы при перевозках из Китая за транзит по территорию Монголии производится в соответствии с ЕТТ.

Расчет провозной платы груза железнодорожным транспортом по территории Китая проведен на основании расчета данного показателя российского интермодального контейнерного оператора «ТрансКонтейнер», автомобильного транспорта по территории России, Китая и Монголии – на основании расчета транспортно-логистической компании «ТАЙГЕР-ЛОГИСТИК».

Фрахт (плата) за перевозку груза морским транспортом устанавливается из расчета фрахтового или тайм-чартерного эквивалента (ТЧЭ). Данный показатель определен на основании данных международной транспортной компании FESCO.

Расходы на перевозку 40-футового контейнера морским транспортом определены по формуле:

Время стоянки морского судна в порту отправления и назначения определяется по формуле:
Стоимости ПРР в портах назначения определены по постановлениям Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации №71-т/1 [9] и №3-т/1 [10] соответствующих портов перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Сбор за перегрузку грузов из вагонов одной ширины колеи в вагоны другой ширины колеи определен по ЕТТ.

На рис. 10 представлены затраты на перемещение 40-футового контейнера различными видами транспорта из Шанхая в Новосибирск, на рисунке 11 – общие затраты на доставку 40-футового контейнера из Шанхая в Новосибирск.

Анализируя данные рис. 9, можно сделать вывод, что сроки доставки с осуществлением прямой смешанной перевозки при участии железнодорожного транспорта лежат в диапазоне от 23 до 29 суток, при участии автомобильного транспорта – от 17 до 24 суток. Данный факт говорит о том, что железнодорожный транспорт при определенных условиях находится на равных с автотранспортом, но в целом проигрывает ему в скорости, что зачастую является критическим фактором при выборе вида транспорта и способа перевозки. Сроки перевозки в составе контейнерных поездов находятся примерно в одном числовом диапазоне с автомобильной доставкой при условии, что в рейсе работает один водитель (14-15 суток). Разница в скорости заметна при работе автотранспорта с двумя водителями. Сроки доставки при такой схеме составляют 8 суток по цепочкам № 3 и № 4. Использование грузовых поездов на маршрутах существенно увеличивает временные затраты на перевозку контейнера.

Анализируя данные рис. 10, можно сделать вывод, что наиболее затратной (с точки зрения величины транспортных затрат на перемещение 40-футового контейнера из Шанхая в Новосибирск) схемой является логистическая цепь № 4 – смешанная перевозка с использованием морского и автомобильного транспортов через порт Восточный (1158080 руб). Самой дешевой из рассматриваемых схем является логистическая цепь поставки № 5 – прямая железнодорожная перевозка в контейнерных поездах через Забайкальск (255010 руб).

При сравнении полученных данных было замечено, что мультимодальные логистические цепи поставок существенно дороже, чем унимодальные цепи. Исключение составляет схема перевозки автотранспортом через Забайкальск. Транспортные затраты по перемещению 40-футового контейнера для прямых железнодорожных схем через Забайкальск и Наушки, а также прямой автомобильной перевозки через Наушки находятся в диапазоне до 460 000 руб.

Анализируя данные рис. 11, можно сказать, что общие затраты на доставку 40-футового контейнера из Шанхая в Новосибирск по исследуемым цепям поставок лежат в диапазоне от 388 000 до 1 760 000 руб.

На основании исследования сделан вывод, что по состоянию на август-сентябрь 2022 года морской и автомобильный виды транспорта являются лимитирующими в международных цепочках поставок ввиду большой стоимости предоставления услуг по перевозке грузов. Следовательно, необходимо рассмотреть условия увеличения перевозок грузов железной дорогой через сухопутные переходы, что существенно удешевит перевозку, а при должном развитии и сократит сроки доставки продукции до потребителей.

Библиографический список

1. Бондаренко, Е. М. «Контейнерный кризис»: причины и пути решения проблемы / Е. М. Бондаренко, В. А. Гладунов // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования : Материалы XV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ставрополь, 28 февраля 2022 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2022. – С. 448-451. – EDN WCCZNU;

2. Скрицкий, А. А. Актуальные изменения тенденций перевозок товаров из Китая в Россию в 2022-2023 гг.: концептуальный подход / А. А. Скрицкий // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 1(58). – С. 137-142. – DOI 10.25683/VOLBI.2022.58.158. – EDN TQSVEZ;

3. Тарифное руководство № 4. URL: https://tr4.info/ (дата обращения 04.08.2022);

4. Единый транзитный тариф. URL: https://company.rzd.ru (дата обращения 04.08.2022);

5. Официальный сайт компании «Автодиспетчер». URL: https://www.avtodispetcher.ru/ (дата обращения 05.08.2022);

6. Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. URL: https://company.rzd.ru (дата обращения 06.08.2022);

7. Правила дорожного движения Российской Федерации. URL: https://pddmaster.ru (дата обращения 06.08.2022);

8. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении. URL: https://company.rzd.ru (дата обращения 06.08.2022);

9. Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 71-т/1 «Об утверждении Тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, Тарифов на услуги буксиров при швартовных операциях в ОАО «Восточный порт»;

10. Постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 21 января 2003 года N 3-т/1 «Об утверждении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Владивостокский морской торговый порт».


© All Right Reserved.

Made on
Tilda