Рынок вагоноремонтных услуг на 75% частный
После продажи Российскими железными дорогами ВРК-2 и ВРК-3 вагоноремонтный комплекс развивается достаточно динамично. За счет инвестиционной активности на сети появляются новые предприятия и производственные участки ремонта подвижного состава.
Бизнес идет в ремонт

То, что частные компании наращивают свою рыночную долю, отмечалось на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», который в октябре организовал «РЖД-Партнер».
«Собственно, по всем направлениям бизнеса – плановым и текущим видам ремонта, ремонту колесных пар, иных компонентов вагона, услугам пропарки – мы видим серьезные сдвиги в развитии, значительные инвестиции», – подчеркнул руководитель департамента маркетинга ООО «УК «РМ Рейл» Георгий Зобов.

Инвестиционная активность в этом году наблюдалась, несмотря на спад погрузки и в целом непростую финансово-экономическую ситуацию в стране. Из крупных событий можно выделить запуск «Новотрансом» первой очереди Балтийского вагоноремонтного завода мощностью 30 тыс. вагонов.
Наращивает присутствие в регионах ООО «Рейл Сервис». Компания выкупила производственный комплекс ООО «Боготольский ВРЗ», приобрела долю в ООО «Центр ремонта вагонов Абдулино» и ООО «ВРП Завязовское». Развивают технические возможности ООО «СФАТ-Рязань» и АО «Железногорский ВРЗ». Реализует инвестпрограмму АО «ВРК-1»: «дочка» РЖД за последнее время модернизировала станочный парк в вагонных ремонтных депо Краснодар, Магнитогорск, Ртищево, Рыбное, Батайск, а также в пункте текущего отцепочного ремонта Прокопьевск.

В июле на АО «Новозыбковский машиностроительный завод» запустили цех по производству чистовых осей – до 40 тыс. в год. В сентябре получил положительное заключение Главгосэкспертизы проектируемый в Липецкой области металлургический комплекс по ежегодному выпуску 400 тыс. цельнокатаных колес. Инициатором проекта является «Новотранс».
Депо обеспечат загрузкой

Если брать плановые виды ремонта, то на сегодня сложилась следующая четверка лидеров. Доля ООО «НВРК» составляет 28%, АО «ВРК-1» – 20% (еще 3% приходится на другие предприятия РЖД), АО «ХК «Новотранс» – 15%, АО «ОМК Стальной путь» – 13%. Остальные компании занимают 21% рынка.
Инвестиции в отрасль вполне оправданны с учетом растущего спроса на вагоноремонтные услуги. Объем деповского и капитального ремонта вагонов, согласно статистике ОПЖТ, за 9 месяцев 2022-го вырос к прошлогоднему уровню более чем на 5% – отремонтировано примерно 345 тыс. ед. подвижного состава.

Впрочем, показатель в IV квартале года может оказаться скромнее. К тому же при общей динамике роста ситуация географически неоднородна. Из-за спада грузопотока на ряде направлений ремонтные депо испытывают сложности с загрузкой. Тем не менее отраслевые эксперты ожидают, что по итогам 2022 года положительная тенденция сохранится. Плановыми видами ремонта будет отремонтировано 455 тыс. вагонов с приростом к прошлогоднему результату на 2%.
В 2023 году по капитальному ремонту прогнозируется выход на пиковый уровень. Активный спрос на данный вид работ преимущественно связан с постановкой в депо вагонов, выпущенных в 2006–2013 гг. со сроком капремонта 10–17 лет, отмечает Г. Зобов. В прошлом году через КР прошло 66 тыс. вагонов, в этом, как ожидается, – 75 тыс., а в следующем – 92 тыс. Но в дальнейшем объемы пойдут на спад.

По деповскому ремонту представляется иная тенденция. В этом году им будет охвачено примерно 380 тыс. вагонов. В 2023-м, согласно базовому сценарию, по ДР отремонтируют 405 тыс. ед. подвижного состава, по пессимистичному – 368 тыс. (деповской ремонт зависит от пробега, здесь пессимистичный прогноз предусматривает сокращение среднегодового пробега вагона на 10%). Однако оба варианта указывают на последовательный рост с 2024 по 2026 год – до 500 тыс. вагонов и выше, с закреплением позиций в 2027-м.

«Мощности вагоноремонтных предприятий на сегодня составляют порядка 550–600 тыс. вагонов. Если не будет их сокращения, то увидим загрузку примерно до 80–85%. Сейчас она составляет 62%», – уточнил руководитель департамента маркетинга УК «РМ Рейл».

Частник осваивает ТОР

Что касается текущего отцепочного ремонта (ТОРа), то на сети его количество остается достаточно высоким. Согласно прогнозам «РМ Рейл», в ТР-1 и ТР-2 в 2022 году попадет более 1,3 млн вагонов. К 2027 году эта цифра может превысить 1,5 млн.
Конечно, сколько будет отцеплено вагонов по тем или иным причинам, прогнозировать сложно, рассуждает Г. Зобов, тем не менее, опираясь на статистику прошлых лет, можно увидеть рост объемов отцепочного ремонта.
Сегодня из общего числа примерно треть работ приходится на ТР-1, остальное – на ТР-2. В ТР-1 в основном отцепляются вагоны из-за состояния кузова. Самая распространенная причина – запор люка. На нее, по данным РЖД, приходится 82% отцепок.

Традиционно серьезное число отправок подвижного состава в ТР-2 происходит из-за неисправности колеса. При этом в 70% случаев виновата колесная пара, причем более половины отцепок происходит из-за тонкого гребня колеса. В частности, по этой причине за 8 месяцев 2022 года отцеплено 241,7 тыс. вагонов, или почти 28% парка, направленного в неплановый ремонт.

Стоит сказать, что половина объема ТР-2 приходится на четыре дороги: Западно-Сибирскую, Свердловскую, Октябрьскую и Московскую. При этом бизнес активно осваивает сегмент ТОРа, развивая собственную инфраструктуру. Доля текущего отцепочного ремонта вагонов на частных предприятиях уже превышает 32%, тогда как еще недавно здесь доминировали структуры РЖД. В настоящее время на вагонные эксплуатационные депо Центральной дирекции инфраструктуры приходится 56% объема текущего ремонта, на ВРК-1 – 11,4%.

Как пояснили в одной из вагоноремонтных компаний, чем больше новых участков ТОРа, тем короче маршрут от места выявления неисправности до ремонта и обратно. Это экономит время и деньги собственников подвижного состава и повышает эффективность перевозок в целом. Например, спрос на текущий отцепочный ремонт в Западной Сибири стабильный и превышает предложение, при этом участков по ТОРу там явно недостаточно.

Павел Усов
Made on
Tilda