Конечно, сколько будет отцеплено вагонов по тем или иным причинам, прогнозировать сложно, рассуждает Г. Зобов, тем не менее, опираясь на статистику прошлых лет, можно увидеть рост объемов отцепочного ремонта.
Сегодня из общего числа примерно треть работ приходится на ТР-1, остальное – на ТР-2. В ТР-1 в основном отцепляются вагоны из-за состояния кузова. Самая распространенная причина – запор люка. На нее, по данным РЖД, приходится 82% отцепок.
Традиционно серьезное число отправок подвижного состава в ТР-2 происходит из-за неисправности колеса. При этом в 70% случаев виновата колесная пара, причем более половины отцепок происходит из-за тонкого гребня колеса. В частности, по этой причине за 8 месяцев 2022 года отцеплено 241,7 тыс. вагонов, или почти 28% парка, направленного в неплановый ремонт.
Стоит сказать, что половина объема ТР-2 приходится на четыре дороги: Западно-Сибирскую, Свердловскую, Октябрьскую и Московскую. При этом бизнес активно осваивает сегмент ТОРа, развивая собственную инфраструктуру. Доля текущего отцепочного ремонта вагонов на частных предприятиях уже превышает 32%, тогда как еще недавно здесь доминировали структуры РЖД. В настоящее время на вагонные эксплуатационные депо Центральной дирекции инфраструктуры приходится 56% объема текущего ремонта, на ВРК-1 – 11,4%.
Как пояснили в одной из вагоноремонтных компаний, чем больше новых участков ТОРа, тем короче маршрут от места выявления неисправности до ремонта и обратно. Это экономит время и деньги собственников подвижного состава и повышает эффективность перевозок в целом. Например, спрос на текущий отцепочный ремонт в Западной Сибири стабильный и превышает предложение, при этом участков по ТОРу там явно недостаточно.
Павел Усов