Парка хватит на всех
Погрузка зерна и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Причем, по данным экспертов, в ближайшие 3 года будет списано более 5,1 тыс. зерновозов и 549 минераловозов профицитного сейчас парка. Участники рынка отмечают, что в дальнейшем баланс парка будет зависеть в том числе и от цен на металлопрокат, а спрос на вагоны – от открытия новых логистических мощностей.
Незадействованная реализация

За январь – сентябрь текущего года, по данным ОАО «РЖД», погрузка зерна на сети снизилась на 9,9% и составила 16,2 млн т, химических и минеральных удобрений – на 6,1%, до 45,3 млн т. По данным АСОП, объем перевалки зерна в морских портах России за январь – сентябрь 2022-го составил 28,4 млн т (-10,8%), минеральных удобрений – 16,7 млн т (+20,8%).

В I квартале текущего года выпуск зерновозов занял вторую позицию после фитинговых платформ. А за 7 месяцев, по данным ИПЕМ, притом что реализация вагонов в целом снизилась на 20,4%, полувагоны и хопперы сохраняют положительную динамику. В частности, реализация хопперов выросла до 13,5% (+4,7%).

Расчетный технологический парк хопперов (зерновозы и минераловозы), не задействованный в перевозках, только в августе по сравнению с июлем снизился на 8,9%. Время оборота вагона в августе составило 23,78 сут. (-2,9% к июлю). Средняя загрузка вагона в августе – 70,54 т, что выше июльского показателя на 0,5%. При этом общий парк хопперов в августе составил 87,2 тыс. вагонов.
Как рассказал заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок АНО «ИПЕМ» Александр Слободяник, за январь – август отправка зерна через основные порты и погранпереходы сократилась на 24,7% относительно 2021-го, до 6,2 млн т. При этом доля объемов транзита в структуре отправок выросла в 2,1 раза (но его доля в общей структуре пока невелика – 4%), в импорте отправки снизились на 12,2%. Транзит растет, как отмечает А. Слободяник, за счет увеличения отправок зерновых грузов из Казахстана.

Экспортные отправки зерна через Северо-Запад сократились на 7,3%, до 1,2 млн т. Снижение наблюдается на направлениях в европейские страны. Например, отправки в Швейцарию упали на 46%. В то же время в Белоруссию был рост перевозок на 71%, но этот объем небольшой, поэтому особого влияния на общую динамику не оказывает.

Через Юг экспортные отправки снизились на 27,6%, до 4,4 млн т. Снижение наблюдается по всем ключевым странам: Египет (-40%), Турция (-21%). При этом перевозки в Грузию выросли на 22%, в Иран – в 8 раз.
Экспортные отправки зерна через Дальний Восток сократились на 29,3%, до 0,7 млн т. Например, в Японию сокращение фиксируется на 37%, а в Китай объемы почти не изменились.

Сбалансирован ли парк?

По состоянию на 1 июля общее количество хопперов на рынке составляло 86 196 ед., из них зерновозов – 52 801 ед., минераловозов – 33 395 ед. Средний возраст зерновозов – 16,9 года, минераловозов – 12,8 года.
В настоящее время зерновозы в стране выпускает пять заводов. По данным экспертов, в 2023 году ожидается массовое списание этих типов подвижного состава.

По данным начальника отдела маркетинга ПАО «НПК ОВК» Игоря Сергиенко, в следующем году списанию подлежит 4609 зерновозов и 49 минераловозов, в 2024-м – 206 и 127 вагонов соответственно, в 2025 году – 330 и 373 соответственно. В итоге общий объем списания в ближайшие 3 года составит 5,1 тыс. зерновозов и 549 минераловозов.

«Кроме того, мы полагаем, что часть зерновозов были списаны досрочно, возможно, это те вагоны, на которых невыгодно было проводить деповские ремонты. С учетом роста цены на металлопрокат, скорее всего, они были списаны в утиль. Спрос на минераловозы будет зависеть от открытия новых мощностей или модернизации текущих производств минеральных удобрений», – комментирует И. Сергиенко.

В итоге, по данным ОВК, профицит парка (на июнь 2022 г.) составляет около 9 тыс. зерновозов. Притом что значение приемлемого профицита оценивается в 3–5 тыс. ед.

И. Сергиенко отмечает, что при условии отмены плавающей пошлины и перехода на квотирование без ограничений доступа к экспорту возможно восстановление баланса парка.

Что касается перевозок в хопперах-минераловозах, то их профицит на июнь составлял около 3 тыс. ед. В мае – июне уровень активного парка вырос до 25–26 тыс. ед. и приблизился к уровню лета прошлого года. «Мы ожидаем уменьшения профицита ввиду возможного ослабления со стороны США и ЕС ограничительных мер против РФ, связанных с продовольствием», – отмечает И. Сергиенко.

Несмотря на планы по списанию парка, по словам экспертов, сейчас вряд ли стоит ждать массового приобретения вагонов впрок. Особенно на фоне того, что в РФ на экспорт зерна введены ограничения, а для внутренних перевозок парка достаточно.

Вместе с тем участники рынка обращают внимание на сложности с наличием маневровой тяги, что приводит к простоям на станциях отгрузки уже оформленных вагонов. В итоге это приводит к ухудшению оборота вагонов и снижению эффективности использования парка.

Экспресс объединяет

В этом году, по данным ОАО «РЖД», компании и агропроизводители могут воспользоваться программой субсидирования железнодорожных перевозок зерновых культур. Государство компенсирует перевозчику потери в доходах, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку сельхозпродукции. Эта мера направлена на снижение транспортной составляющей в составе цены на хлеб в регионах. Субсидия предоставляется ОАО «РЖД» и ФГУП «Крымская железная дорога».

В конце августа РЖД начали вывоз зерна по договору с грузоотправителями на принципах take-or-pay. Железная дорога, в частности, выполнила капремонт пути на ст. Чуфарово Куйбышевской дороги. А грузоотправитель обязался предъявлять дополнительный согласованный объем груза. Благодаря новому механизму отправка зерна со ст. Чуфарово должна вырасти с 41,3 тыс. до 127 тыс. т (с августа 2022 г. по август 2023 г.).

Кроме того, несмотря на общее снижение погрузки зерна, в этом году на некоторых железных дорогах выросло количество отправленных грузовых экспрессов с зерном. Этот сервис позволяет объединять вагоны нескольких грузоотправителей в один маршрутный поезд, который следует по специальному расписанию до станции назначения без каких-либо операций с грузами в пути следования. Основные пользователи услуги «Грузовой экспресс» – предприятия среднего и малого бизнеса в сфере АПК.
Так, например, за январь – август на Юго-Восточной железной дороге в рамках сервиса «Грузовой экспресс» было отправлено 59 грузовых поездов (в январе – августе 2021 г. – 44), которые перевезли 47,1 тыс. т зерна.

Кроме того, в некоторых регионах железная дорога предлагает грузоотправителям услугу по перевозке зерна в полувагонах с применением специализированных вкладышей, которые могут использоваться наряду с зерновозами.

Например, в этом году в Пензенской области собран рекордный урожай зерна. И Куйбышевская железная дорога предложила грузоотправителям услугу по перевозке зерна в полувагонах с использованием таких вкладышей. Также разработаны маршруты зерновых экспрессов в направлении черноморских портов из Пензы в Новороссийск.

Контейнеры не сдают позиций

Несмотря на значительное снижение погрузки зерна на сети, количество груженных зерном контейнеров за 9 месяцев 2022 года во всех видах сообщения выросло в 1,4 раза, до 28,2 тыс. TEU. В ОАО «РЖД» преимущества перевозки зерна в контейнерах видят в высокой скорости и доставке от двери до двери без перегрузок, а также надеются перетянуть таким образом часть грузов с автотранспорта.

Добавим, что еще прошедшей зимой некоторые операторы говорили о том, что рост объемов перевозки зерна в контейнерах зависит от отношений между Россией и Китаем. В частности, в АО «ПГК» прогнозировали рост перевозки зерновых (включая технические культуры) в 2022-м в пределах 1,5–2%.
Стоит отметить, что с начала года увеличилась отправка в контейнерах и белорусских удобрений. Соседняя страна стала драйвером роста отправок данного вида продукции. Как рассказывает А. Слободяник, в августе в структуре отправок удобрений в контейнерах доля транзита за счет перевозки удобрений из Белоруссии продолжила увеличиваться. И за январь – август этот показатель вырос на 53,8%. Доля импорта при этом увеличилась на 0,2%. А отправка белорусских удобрений в контейнерах в августе к июлю 2022-го выросла на 7,8%. С начала года рост составил 20,9 раза.
Если смотреть конкретные погранпереходы, то за месяц из Завережья в Автово количество отправленных контейнеров выросло на 54,6%, в Канисай – на 8,2%. При этом доля отправок через Забайкальск сократилась на 20,3%, а через Гродеково выросла на 10%.

Наталья Гусаченко
Made on
Tilda