В настоящее время зерновозы в стране выпускает пять заводов. По данным экспертов, в 2023 году ожидается массовое списание этих типов подвижного состава.
По данным начальника отдела маркетинга ПАО «НПК ОВК» Игоря Сергиенко, в следующем году списанию подлежит 4609 зерновозов и 49 минераловозов, в 2024-м – 206 и 127 вагонов соответственно, в 2025 году – 330 и 373 соответственно. В итоге общий объем списания в ближайшие 3 года составит 5,1 тыс. зерновозов и 549 минераловозов.
«Кроме того, мы полагаем, что часть зерновозов были списаны досрочно, возможно, это те вагоны, на которых невыгодно было проводить деповские ремонты. С учетом роста цены на металлопрокат, скорее всего, они были списаны в утиль. Спрос на минераловозы будет зависеть от открытия новых мощностей или модернизации текущих производств минеральных удобрений», – комментирует И. Сергиенко.
В итоге, по данным ОВК, профицит парка (на июнь 2022 г.) составляет около 9 тыс. зерновозов. Притом что значение приемлемого профицита оценивается в 3–5 тыс. ед.
И. Сергиенко отмечает, что при условии отмены плавающей пошлины и перехода на квотирование без ограничений доступа к экспорту возможно восстановление баланса парка.
Что касается перевозок в хопперах-минераловозах, то их профицит на июнь составлял около 3 тыс. ед. В мае – июне уровень активного парка вырос до 25–26 тыс. ед. и приблизился к уровню лета прошлого года. «Мы ожидаем уменьшения профицита ввиду возможного ослабления со стороны США и ЕС ограничительных мер против РФ, связанных с продовольствием», – отмечает И. Сергиенко.
Несмотря на планы по списанию парка, по словам экспертов, сейчас вряд ли стоит ждать массового приобретения вагонов впрок. Особенно на фоне того, что в РФ на экспорт зерна введены ограничения, а для внутренних перевозок парка достаточно.
Вместе с тем участники рынка обращают внимание на сложности с наличием маневровой тяги, что приводит к простоям на станциях отгрузки уже оформленных вагонов. В итоге это приводит к ухудшению оборота вагонов и снижению эффективности использования парка.
Экспресс объединяет
В этом году, по данным ОАО «РЖД», компании и агропроизводители могут воспользоваться программой субсидирования железнодорожных перевозок зерновых культур. Государство компенсирует перевозчику потери в доходах, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку сельхозпродукции. Эта мера направлена на снижение транспортной составляющей в составе цены на хлеб в регионах. Субсидия предоставляется ОАО «РЖД» и ФГУП «Крымская железная дорога».
В конце августа РЖД начали вывоз зерна по договору с грузоотправителями на принципах take-or-pay. Железная дорога, в частности, выполнила капремонт пути на ст. Чуфарово Куйбышевской дороги. А грузоотправитель обязался предъявлять дополнительный согласованный объем груза. Благодаря новому механизму отправка зерна со ст. Чуфарово должна вырасти с 41,3 тыс. до 127 тыс. т (с августа 2022 г. по август 2023 г.).
Кроме того, несмотря на общее снижение погрузки зерна, в этом году на некоторых железных дорогах выросло количество отправленных грузовых экспрессов с зерном. Этот сервис позволяет объединять вагоны нескольких грузоотправителей в один маршрутный поезд, который следует по специальному расписанию до станции назначения без каких-либо операций с грузами в пути следования. Основные пользователи услуги «Грузовой экспресс» – предприятия среднего и малого бизнеса в сфере АПК.
Так, например, за январь – август на Юго-Восточной железной дороге в рамках сервиса «Грузовой экспресс» было отправлено 59 грузовых поездов (в январе – августе 2021 г. – 44), которые перевезли 47,1 тыс. т зерна.
Кроме того, в некоторых регионах железная дорога предлагает грузоотправителям услугу по перевозке зерна в полувагонах с применением специализированных вкладышей, которые могут использоваться наряду с зерновозами.
Например, в этом году в Пензенской области собран рекордный урожай зерна. И Куйбышевская железная дорога предложила грузоотправителям услугу по перевозке зерна в полувагонах с использованием таких вкладышей. Также разработаны маршруты зерновых экспрессов в направлении черноморских портов из Пензы в Новороссийск.
Контейнеры не сдают позиций
Несмотря на значительное снижение погрузки зерна на сети, количество груженных зерном контейнеров за 9 месяцев 2022 года во всех видах сообщения выросло в 1,4 раза, до 28,2 тыс. TEU. В ОАО «РЖД» преимущества перевозки зерна в контейнерах видят в высокой скорости и доставке от двери до двери без перегрузок, а также надеются перетянуть таким образом часть грузов с автотранспорта.
Добавим, что еще прошедшей зимой некоторые операторы говорили о том, что рост объемов перевозки зерна в контейнерах зависит от отношений между Россией и Китаем. В частности, в АО «ПГК» прогнозировали рост перевозки зерновых (включая технические культуры) в 2022-м в пределах 1,5–2%.
Стоит отметить, что с начала года увеличилась отправка в контейнерах и белорусских удобрений. Соседняя страна стала драйвером роста отправок данного вида продукции. Как рассказывает А. Слободяник, в августе в структуре отправок удобрений в контейнерах доля транзита за счет перевозки удобрений из Белоруссии продолжила увеличиваться. И за январь – август этот показатель вырос на 53,8%. Доля импорта при этом увеличилась на 0,2%. А отправка белорусских удобрений в контейнерах в августе к июлю 2022-го выросла на 7,8%. С начала года рост составил 20,9 раза.