Хороший прогноз притягивает новые сложности
По данным Российского зернового союза (РЗС), сегодня в России 230 тыс. участников рынка связаны с производством зерна. В прошлом сельскохозяйственном году урожай зерна составил 121,4 млн т, в том числе 76,1 млн т пшеницы. В этом сельскохозяйственном году ожидается рекордный урожай. По прогнозам Минсельхоза России, в чистом весе он будет приближаться к 150 млн т, из которых около 100 млн т придется на пшеницу. По заявлению властей, высокие результаты будут обеспечены за счет того, что «российское сельское хозяйство превратилось в высокотехнологичную отрасль, стало эффективным и конкурентоспособным на мировых рынках». В конце сентября 83% российской пшеницы нового урожая, по данным заместителя директора ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Инны Зайченко, признано продовольственной.
А по данным Минсельхоза России, на 4 октября в стране было намолочено 142 млн т зерновых и зернобобовых, в том числе 101,9 млн т пшеницы, 23,9 млн т ячменя и 2 млн т кукурузы на зерно. Средняя урожайность с прошлого года выросла с 26,2 до 33,3 ц/га.
В то же время, несмотря на такую оптимистичную картину, по словам представителей рынка, на нем сейчас наблюдается целый ряд проблем, в том числе логистических и законодательных. Так, на фоне трудностей с поставками российского зерна за рубеж начал меняться состав крупнейших экспортеров. Участники рынка столкнулись со сложностями, связанными с организацией фрахта законтрактованных объемов зерна, – его высокой стоимостью, затруднениями с оплатой, а также нежеланием ряда международных логистических компаний фрахтовать российский груз и заходить в российские порты во избежание наложения вторичных санкций.
При этом союз выделяет еще две большие проблемы на рынке. Во-первых, посевные площади под зерновыми и зернобобовыми в сельскохозяйственных организациях в 2022 году снизились на 1,5 млн га по сравнению с 2016-м. А во-вторых, возникли проблемы с системой прослеживаемости зерна ФГИС «Зерно», работа с которой с 1 сентября этого года стала обязательной. Минсельхоз не так давно выразил недовольство неполным использованием некоторыми участниками рынка ФГИС «Зерно». Сейчас в системе фиксируется меньше зерна, чем собрано в стране, и для улучшения этой ситуации министерство может сделать подачу сведений в ФГИС «Зерно» условием для получения субсидий на выращивание зерновых. В этом году на эти цели планировали направить 20 млрд руб.
Неизбежное сокращение
По итогам прошлого года по сети РЖД всего было перевезено 25 млн т зерна (-10,1%). При этом объем внутрироссийских перевозок составил 10,9 млн т зерна. По итогам этого года ОАО «РЖД» планирует нарастить внутрироссийские перевозки зерна на 5,5%, до 11,5 млн т. По экспортным перевозкам, как рассказал заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО «РЖД» Алексей Шило, холдинг рассчитывает выйти на объемы порядка 13–14 млн т. Это примерно уровень прошлого года.
Правда, пока за январь – сентябрь текущего года, по данным ОАО «РЖД», погрузка зерна на сети снизилась на 9,9% и составила 16,2 млн т. Вместе с тем, по данным монополии, перевозки зерна в контейнерах, отправленных во всех видах сообщения, в январе – сентябре выросли до 28,2 тыс. (рост в 1,4 раза). А. Шило считает, что провозных емкостей для транспортировки зерна у холдинга на данный момент достаточно.
Стоит добавить, что в этом сельскохозяйственном сезоне на фоне общей политической ситуации и санкций значительно сократилась не только погрузка зерна, но и экспортные отгрузки зерновых и масличных культур через основные российские порты. В частности, через Новороссийск отгрузки снизились на 35%. Аналогичная ситуация – с портами Азов и Туапсе, сообщила директор департамента информационно-аналитического обеспечения Российского зернового союза Елена Тюрина.
«Суммарно морские отгрузки сократились по всем портам в среднем на 20%. В прошлом сезоне через морские порты было отгружено около 15 млн т продукции, в этом – лишь 12 млн т. В натуральном выражении снижение составило 2 млн 78 тыс. т. Такой объем обусловлен влиянием санкций и запретом на вход и фрахтование крупнотоннажных судов, которые используются для поставки зерна в страны Африки. Это Panamax грузоподъемностью до 60 тыс. т», – рассказывает эксперт.