По данным Россельхознадзора, в 2019–2021 гг. нарушения температурного режима были выявлены в 1377 партиях скоропорта объемом более 76,2 тыс. т. Чаще всего нарушения фиксируют при перевозке рыбы и морепродуктов (994 партии, 75 612 т).
По оценке членов АСОРПС, сейчас под контролем находится только 40% перевозимых термочувствительных пищевых грузов. А в прошлом году каждая вторая отправка скоропорта осуществлялась без соблюдения необходимых условий, что, как следствие, привело к снижению качества доставленных пищевых продуктов.
Сейчас в России действует несколько технических регламентов о безопасности пищевой продукции и на отдельные виды пищевой продукции, которые относятся к скоропортящейся: мясо, рыба, молочные продукты. В частности, № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года, а также приказы и инструкции ведомств, обязующие органы власти следить за соблюдением температурного режима при транспортировке скоропорта.
Россельхознадзор и Роспотребнадзор отвечают за обеспечение безопасности и качества пищевой продукции, Минсельхоз России – за реализацию положений технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС на пищевую продукцию, Минтранс – за реализацию международного соглашения СПС в России, Минпромторг – за импортозамещение в отрасли производства холодильного оборудования как для складов и торговли, так и для всех видов транспорта. И зачастую невозможно установить, по чьей именно вине нарушается температурный режим, несмотря на действующее законодательство о качестве и безопасности пищевой продукции.
Поэтому АСОРПС разработала и до конца года собирается внести в Госдуму законопроект «О непрерывной холодильной цепи» (НХЦ). Без принятия закона, говорят его авторы, гарантировать безопасную перевозку скоропорта невозможно. Первая редакция закона о НХЦ была представлена 1 июля этого года. Работа над законопроектом началась еще в 2020 году. В команду авторов вошли члены АСОРПС, Россоюзхолодпрома, ВНИХИ – филиала Федерального научного центра пищевых систем им В. М. Горбатова РАН, НИИАС и др.
Президент АСОРПС Михаил Синев, комментируя работу над законопроектом, ранее отмечал, что его вступление в силу будет способствовать сокращению объема нарушений при перевозке рыбы, мяса и молока до 100% и до 20–30% – по остальной продукции.
Помимо этого, представитель Россельхознадзора высказывался о том, что НХЦ сократит сроки доставки и ветеринарно-санитарного осмотра грузов, а также снизит затраты на излишнюю заморозку. Кроме того, это позволит оперативно реагировать на поломку холодильного оборудования и не допускать в оборот небезопасные в ветеринарно-санитарном отношении скоропортящиеся грузы. Помимо всего прочего, НХЦ позволит уравнять условия для железнодорожных операторов и автоперевозчиков.
Авторы законопроекта предполагают, что затраты по созданию новой техники, средств управления и контроля для модернизации ресурсов НХЦ возьмет на себя федеральный бюджет, а на бизнес лягут расходы по обучению и аттестации специалистов, утилизации фальсификата, финансированию механизма саморегулирования отрасли, средств управления и контроля для модернизации спецресурсов НХЦ.
«В настоящее время законопроект подготовлен. Мы занимаемся процессом доработки финансово-экономического основания. На текущий момент одна из главных задач его реализации – не только обеспечение контроля температурных условий обращения скоропорта. Мы также двигаемся в сторону определения наших международных амбиций в области транзитных перемещений скоропортящегося груза. Наш законопроект – основа для внесения изменений в законодательство Евразийского экономического союза, в частности, в вопросы технического регулирования», – говорит руководитель рабочей группы по разработке закона и партнер компании GRT Consulting Алексей Барыкин.