Непрерывную цепь бесконтрольности нужно разрушить
Сегодня каждый второй скоропортящийся груз по железной дороге, по данным участников рынка, перевозят с нарушениями температурного режима. Решить эту проблему намерены с помощью реализации нового закона «О непрерывной холодильной цепи». Его еще не приняли, но, по оценкам авторов документа, он потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
По данным Россельхознадзора, в 2019–2021 гг. нарушения температурного режима были выявлены в 1377 партиях скоропорта объемом более 76,2 тыс. т. Чаще всего нарушения фиксируют при перевозке рыбы и морепродуктов (994 партии, 75 612 т).

По оценке членов АСОРПС, сейчас под контролем находится только 40% перевозимых термочувствительных пищевых грузов. А в прошлом году каждая вторая отправка скоропорта осуществлялась без соблюдения необходимых условий, что, как следствие, привело к снижению качества доставленных пищевых продуктов.

Сейчас в России действует несколько технических регламентов о безопасности пищевой продукции и на отдельные виды пищевой продукции, которые относятся к скоропортящейся: мясо, рыба, молочные продукты. В частности, № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года, а также приказы и инструкции ведомств, обязующие органы власти следить за соблюдением температурного режима при транспортировке скоропорта.

Россельхознадзор и Роспотребнадзор отвечают за обеспечение безопасности и качества пищевой продукции, Минсельхоз России – за реализацию положений технических регламентов Таможенного союза и ЕАЭС на пищевую продукцию, Минтранс – за реализацию международного соглашения СПС в России, Минпромторг – за импортозамещение в отрасли производства холодильного оборудования как для складов и торговли, так и для всех видов транспорта. И зачастую невозможно установить, по чьей именно вине нарушается температурный режим, несмотря на действующее законодательство о качестве и безопасности пищевой продукции.

Поэтому АСОРПС разработала и до конца года собирается внести в Госдуму законопроект «О непрерывной холодильной цепи» (НХЦ). Без принятия закона, говорят его авторы, гарантировать безопасную перевозку скоропорта невозможно. Первая редакция закона о НХЦ была представлена 1 июля этого года. Работа над законопроектом началась еще в 2020 году. В команду авторов вошли члены АСОРПС, Россоюзхолодпрома, ВНИХИ – филиала Федерального научного центра пищевых систем им В. М. Горбатова РАН, НИИАС и др.
Президент АСОРПС Михаил Синев, комментируя работу над законопроектом, ранее отмечал, что его вступление в силу будет способствовать сокращению объема нарушений при перевозке рыбы, мяса и молока до 100% и до 20–30% – по остальной продукции.

Помимо этого, представитель Россельхознадзора высказывался о том, что НХЦ сократит сроки доставки и ветеринарно-санитарного осмотра грузов, а также снизит затраты на излишнюю заморозку. Кроме того, это позволит оперативно реагировать на поломку холодильного оборудования и не допускать в оборот небезопасные в ветеринарно-санитарном отношении скоропортящиеся грузы. Помимо всего прочего, НХЦ позволит уравнять условия для железнодорожных операторов и автоперевозчиков.

Авторы законопроекта предполагают, что затраты по созданию новой техники, средств управления и контроля для модернизации ресурсов НХЦ возьмет на себя федеральный бюджет, а на бизнес лягут расходы по обучению и аттестации специалистов, утилизации фальсификата, финансированию механизма саморегулирования отрасли, средств управления и контроля для модернизации спецресурсов НХЦ.

«В настоящее время законопроект подготовлен. Мы занимаемся процессом доработки финансово-экономического основания. На текущий момент одна из главных задач его реализации – не только обеспечение контроля температурных условий обращения скоропорта. Мы также двигаемся в сторону определения наших международных амбиций в области транзитных перемещений скоропортящегося груза. Наш законопроект – основа для внесения изменений в законодательство Евразийского экономического союза, в частности, в вопросы технического регулирования», – говорит руководитель рабочей группы по разработке закона и партнер компании GRT Consulting Алексей Барыкин.
Авторы законопроекта подчеркивают: внедрение непрерывной холодильной цепи должно быть обязательным для всех компаний, работающих со скоропортящимися продуктами. Законопроект приведет к единой терминологии и классификации скоропорта. Кроме того, документ определяет орган власти, который будет отвечать за целостность и непрерывность холодильной цепи. Также будет определен источник финансирования функционирования и развития НХЦ.

Координатором реализации законопроекта, по мнению авторов, должен выступать Минсельхоз и его подведомственные агентства, в том числе и Росрыболовство.

Законопроект предлагает введение саморегулирования процесса перевозки скоропорта. Члены СРО будут наделяться дополнительными правами и обязанностями, а также статусом агента НХЦ. Он будет уполномочен не принимать груз, который не соответствует требованиям технических регламентов или договорных условий. Другими словами, выступать в роли инспектора, сообщать об инциденте в СРО, а СРО – передавать эти данные о нарушениях температурного режима Роспотребнадзору. Выявленный груз либо партия пищевой продукции будет остановлена и помещена в карантинную зону для проведения экспертизы и принятия решения о ее дальнейшей судьбе. Планируется, что полномочия СРО будут разбиты по группам участников НХЦ: складское хозяйство, розничная торговля, логистический бизнес и т. д. Также в концепции законопроекта предусматривается, что СРО будут иметь территориальный характер распределения. Либо это будет единая СРО со своими филиалами в регионах. «СРО будет заниматься классификацией, сертификацией, оценкой надлежащего состояния специализированных ресурсов – складских, транспортных и т. д. В рамках нашего законопроекта мы планируем решить задачу по сбору данных о тех точках НХЦ, которые являются генераторами продовольственных потерь выше установленных норм», – объясняет А. Барыкин.

По его словам, на данном этапе работы над законопроектом – это одна из самых сложных статей, так как необходимо определить, как именно такие действия будут влиять на ведение бизнеса конкретными участниками НХЦ и генерацию продовольственных потерь.

Также, согласно законопроекту, планируется проводить соответствующий ежегодный мониторинг по разным категориям грузов, разным дистанциям и разным регионам страны. «Такая работа будет осуществляться с участием почтового оператора. Мы ведем переговоры с «Почтой России» о расчете стоимости таких работ. Они будут оплачиваться государством и сопровождаться информированием населения. В каждом отделении «Почты России» будут информационные стенды», – говорит спикер, ссылаясь на европейский опыт. Благодаря такому мониторингу, как считают авторы законопроекта, появится возможность ежегодно собирать данные и вырабатывать предложения по государственной политике в сфере регулирования обращения скоропортящейся продукциии.

Вместе с тем, по словам А. Барыкина, принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Только для того, чтобы разобраться в вопросах обращения скоропортящейся рыбной продукции, в ближайшие 3 года необходимо потратить не менее 2 млрд руб. Бюджет по остальным видам и категориям скоропорта необходимо еще просчитать.
В то же время, несмотря на все обозначенные плюсы законопроекта о НХЦ, некоторые участники рынка опасаются, что новый контроль создаст дополнительные проблемы и издержки для бизнеса. А вопросы соблюдения температурного режима российские компании и так в постоянном режиме решают в рамках коммерческих отношений.

Так или иначе, представить законопроект на рассмотрение комитету Госдумы по АПК планируется уже в осеннюю сессию.

Наталья Гусаченко
Made on
Tilda