Грузовую базу убили
Три года назад в ОАО «РЖД» рассчитывали на добросовестность грузоотправителей и госконтроль при принятии правил. Сейчас, спустя более двух с половиной лет после начала действия нового документа, начальник отдела условий перевозок грузов управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО Евгений Пешков отмечает, что грузоотправители и операторы обдуманно подходят к перевозке скоропорта, беспокоятся за качество перевозимой продукции и несут за это ответственность. Количество претензий по качеству продукции не увеличилось, подчеркивает он.
Комментируя эффекты от принятых правил, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин констатирует: РЖД практически сняли с себя ответственность за качество перевозимой продукции, сегодня она переложена на грузоотправителя и грузополучателя. «Никто не мешает перевозить грузы, которые нуждаются в поддержании температурного режима, в универсальных вагонах, если это устраивает и грузоотправителя, и грузополучателя. Перевозчика в этом вопросе нет», – говорит он. По его словам, за последние 2 года доля крытых вагонов в перевозке скоропорта увеличилась, чему, конечно, способствовало принятие Правил.
Отметим, что некоторые перевозчики сегодня довольно резко оценивают последствия принятого документа. Член совета АСОРПС, генеральный директор ООО «Дальрефтранс» Андрей Гречкин напоминает, что рынок скоропорта делится на так называемый виртуальный скоропорт (пастеризованное пиво, соки, консервированные продукты) и реальный – рыба, мясо, сыры, продукты категории fresh (свежие и натуральные овощи и фрукты, фермерская молочная продукция, фермерские колбасные изделия, мясо местных производителей и т. д.).
«Либерализация, которая заложена в Правилах перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, мало коснулась грузовой базы рефрижераторных контейнеров. Потому что никто не будет везти летом замороженное мясо в 25-летнем изотермическом вагоне-термосе. Одновременно с этим у операторов таких вагонов грузовая база ушла в универсальные контейнеры и крытые вагоны», – говорит А. Гречкин.
Он подчеркивает, что новые Правила убили возможности инвестиций в развитие среднего сегмента для перевозок скоропорта, так как обелили те грузопотоки, которые раньше везлись в универсальных контейнерах. «При этом это убило грузовую базу для вагонов-термосов и контейнеров», – отмечает эксперт.
Смоделировать решения
В настоящее время объем рынка скоропорта колеблется в среднем в пределах 4,5–5,5 млн т грузов. При этом за последние 2 года есть определенная положительная динамика на 5–35% по разным номенклатурам. Кроме того, активно прирастают перевозки в рефрижераторных контейнерах. По итогам 2021-го объемы перевозок в рефконтейнерах выросли в общей сложности примерно на 25%. Основным фактором, обусловившим такой рост, стало закрытие портов Китая на ввоз российской рыбной продукции в связи с коронавирусными ограничениями. В результате чего российские грузопромышленники Дальнего Востока стали экспортировать минтай в Китай по железной дороге. Помимо этого, важным фактором, который позволил увеличить перевозки минтая внутрь страны, стали введенные субсидии (как инструмент компенсации железнодорожного тарифа).
На недавнем совещании в АСОРПС было отмечено, что в настоящее время рынок перевозок по железной дороге скоропортящихся грузов волнуют три ключевые проблемы, которые необходимо решить для эффективной работы на всей железнодорожной сети. Во-первых, нужно сформировать регламент взаимодействия между собственником/оператором рефрижераторных контейнеров и перевозчиком при осуществлении отцепочного ремонта вагонов и контейнеров. Во-вторых, установить правовые основания доступа третьих лиц на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования для ремонта оборудования. В-третьих, создать технологию возобновления перевозки (отправки) рефсцепа по факту окончания ремонта.
Кроме того, сейчас на повестке дня также стоит вопрос о коллективном финансировании разработки отечественной холодильно-отопительной установки (ХОУ), выпуск которой необходимо наладить в рамках программы импортозамещения. Участники рынка говорят о том, что для разработки качественных отечественных ХОУ необходим комплексный подход, включающий в себя проведение научных исследований и инвестиционные вложения.