Мошенник-перевозчик:
узнать и обезвредить
Очередную волну мошенничества на рынке автоперевозок эксперты зафиксировали в II квартале 2022 года, но, в отличие от первой волны, эти мошенники – не совсем и мошенники. Иногда это бывшие коллеги, и поэтому коллег и конкурентов на рынке автоперевозок необходимо проверять заранее, уверяет генеральный директор юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
Дорожный сбой

С первыми сбоями рынок столкнулся в пандемию, но происходящее сейчас участники рынка даже не могут назвать сбоем – это коллапс, который отдельные перевозчики пытаются решить самостоятельно: и отправители, и покупатели постоянно следят за новыми санкциями, так как до последнего не могут понять, какие товары можно отправлять, а какие – нет.

Случалось, что фуры с продукцией, которая еще не запрещена, выезжали из центра Европы, но пока они находились в пути, вступали в силу новые объемные санкции, которые вводили запрет и на эту продукцию. В результате грузовики разворачивали уже на границе с ЕАЭС.

Или бывало, что грузовики доходили до таможни с несанкционным товаром, но таможенники, заявив о желании не рисковать, задерживали груз до получения разъяснений. В лучшем случае – на неделю.

За все задержки несет ответственность экспедитор. Причем нынешнюю ситуацию в суде не называют форс-мажорными обстоятельствами и никаких поблажек не предоставляют. Но у простоя есть цена. Обычно ее фиксируют в договоре. И груз обычно застрахован. Однако простой, как правило, не подпадает под страховой случай. И виновным зачастую называют перевозчика, с которого удерживают часть оплаты.

Большую долю сборных грузов – еду, одежду, мебель, стройматериалы – везут автоперевозчики. И поэтому сборные грузы, кроме своей высокой доходности, несут перевозчику большие проблемы. В большинстве случаев схема потери груза и денег одинаковая – услуги по автоперевозке грузов, в том числе и сборных, предоставляет ненадежный контрагент, говорит С. Богатов.

«Одна из ключевых проблем этого года в том, что правительство не очень хорошо поддержало автоперевозчиков. А те, чтобы не потерять доходы, снизили стоимость услуг. Но это обернулось новой угрозой – даже столь минимальную оплату перевозчик не может получить в полном объеме», – добавляет он.

Сбой, который разведу руками

Степень надежности контрагента эксперт определяет по специализированным системам для проверки. Он выясняет всю историю компании. Если компания работает меньше года, то она автоматически попадает в группу риска.
«Это необязательно мошенники, это могут быть компании-новички, но с ними тоже надо работать аккуратно, так как они еще не понимают всех особенностей рынка. И здесь есть риск предпринимательской деятельности. Лучше работать по предоплате. Потому что если это мошенники, то они, создав новую компанию, могут просто собрать несколько заказов и исчезнуть с грузом», – говорит С. Богатов.

Проверке подвергается и директор. Во-первых, на юридическую чистоту. Во-вторых, на уровень дохода и интересов: у него может быть несколько компаний, и они все имеют разную направленность деятельности. Эксперт составляет досье на учредителей, смотрит их долю в уставе (если она маленькая, то может быть процесс перевода компании на подставное лицо); состояние банковских счетов (если они заблокированы, то это может быть сигнал к более тщательному изучению досье).

Хотя блокировка счетов не всегда признак мошенничества, подчеркивает С. Богатов. «Признак мошенничества – финансовые показатели за год: если они низкие, а уровень долгов высокий, то лучше не иметь дело с этой компанией», – отмечает эксперт.

Грузовладельцам, прежде чем доверить свой груз перевозчику, необходимо также изучить и число дел в арбитражном суде, и число дел в исполнительном производстве, даже если компания работает на рынке давно и имеет достойный послужной список. Бывает, что судебные тяжбы разоряют даже достойные компании.

Алена Алешина
Made on
Tilda