Грузовладелец vs перевозчик:
битва за сохранность перевозимых грузов
Особого внимания при перевозке требуют ценные, хрупкие, бьющиеся и опасные грузы, скоропортящаяся продукция, колесные и гусеничные машины, станки, оборудование, топливо, рудно-металлургическое и другое сырье, транспортируемое на открытом подвижном составе. Об этом на онлайн-семинаре «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями» рассказала заместитель начальника отдела анализа входящей претензионной работы управления коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ЦФТО ОАО «РЖД» Ольга Демина.
Груз и закон

Сохранность перевозимых грузов – одно из условий договора перевозки. Статья 95 Устава железнодорожного транспорта определяет степень ответственности перевозчика за сохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи грузополучателю. Но только после. К основным требованиям по обеспечению сохранности перевозимых грузов относится, во-первых, подготовка груза к перевозке. «То есть груз должен находиться в транспортабельном состоянии, которое обеспечит его сохранность и безопасность перевозки с учетом полного использования грузоподъемности или вместимости вагона», – говорит О. Демина.

Во-вторых, груз должен иметь маркировку (отправительскую, железнодорожную и специальную); согласно Уставу и действующим правилам, должны быть определены количество и масса груза, а также выбран и подготовлен подвижной состав, груз должен быть размещен и закреплен в соответствии с требованиями правил и технических условий; сохранность груза гарантируют как пломбирование вагонов и контейнеров, так и охрана и сопровождение грузов. Кроме того, груз должен иметь надлежаще заполненные перевозочные и сопроводительные документы. Сроки доставки груза определены Правилами перевозок.

«Отправитель, чтобы защитить дорогостоящий груз, еще до предъявления к перевозке должен его подготовить. Упаковка должна удовлетворять требованиям и нормам государственных стандартов (если стандартов нет, то груз перевозят в упаковке, обеспечивающей сохранность в пути следования)», – говорит О. Демина.

Подвижной состав для транспортировки грузов выбирает отправитель, но делает он это, руководствуясь Правилами перевозок. Например, если груз скоропортящийся, то его везут в изотермическом вагоне. Есть грузы, которые везут в крытых вагонах с вентиляцией или, напротив, с отоплением, все зависит от времени года. Правила перевозок определяют, везти груз в открытом подвижном составе или цистернах. Чтобы груз точно не изменил качество и свойства, необходимо люки цистерн, а также двери крытых вагонов (в том числе изотермических и других специальных) оснастить запорно-пломбировочными устройствами различных конструкций сразу после погрузки.
«На железных дорогах России для запирания и пломбирования вагонов и контейнеров используются различные типы запорно-пломбировочных устройств, в том числе с электронными устройствами, функционирующими на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС», – отмечает О. Демина.

Использование средств пломбирования и индикации ограничивает доступ к материальным ценностям, они позволяют вовремя выявить несанкционированное вскрытие или нарушение условий хранения или транспортировки.

Собачка могла подрасти

Если груз изменил свои качества до более низкого сорта, или его количество уменьшилось (изменились как масса груза, так и его часть), или же зафиксированы количественно-качественные потери, то есть и количество уменьшилось, и качество ухудшилось (такое может случиться, к примеру, при испарении нефтепродуктов, когда улетучиваются наиболее ценные фракции, или при длительном открытом хранении навалочных грузов, когда в результате окисления теряются свойства и масса груза), то такой груз на железнодорожной сети называют несохранным.

«Несохранные перевозки приводят не только к материальному ущербу от потери грузов, но и к загрязнению окружающей среды и, в частности, железнодорожного пути. Загрязнение пути нарушает надежную работу рельсовых цепей и автоблокировки, а также создает антисанитарные условия для пассажиров и нарушает требования охраны труда для работников, связанных с движением поездов. Проникновение пылевидных частиц, отличающихся абразивностью, в движущиеся части подвижного состава вызывает его преждевременный износ и выход из строя», – говорит О. Демина.
Причина – груз перевозят в неподготовленном состоянии или в неисправной упаковке, без маркировки или с неправильной маркировкой. На сети случается, что отправитель неправильно определяет массу и количество мест или загружает груз в неисправные, загрязненные или не соответствующие роду груза вагоны, или же нарушает правила пломбирования вагонов и контейнеров. В числе причин также и небрежная укладка груза при погрузке и сортировке, неправильное крепление груза на открытом подвижном составе, неправильное обслуживание в пути следования скоропортящихся грузов, а также разъединение груза и документов и отправление грузов не по назначению.

«Согласно статье 18 Устава, грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозки таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Иными словами, при подготовке груза к перевозке или погрузке необходимы меры по предотвращению потерь или максимальному их снижению при перевозках», – подчеркивает О. Демина.

Все случаи несохранных перевозок на железнодорожном транспорте проходят процедуру служебного расследования в порядке, предусмотренном технологией проведения служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования и определения ответственности за такие перевозки (распоряжение ОАО «РЖД» от 05.04.2018 г. № 692/р). По итогам расследования принимаются меры по исключению в дальнейшем случаев несохранной перевозки.

Алена Алешина
Made on
Tilda