Грузы мелкие, но много
Ставки на грузоперевозки рухнули в марте этого года. Автоперевозчики признали снижение ставок за последние полгода аномальным, до 50%. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин эту информацию подтверждает, но называет два сегмента автомобильных грузоперевозок, где и ставки, и спрос растут, – это перевозка в сфере сельского хозяйства и сборные грузы. «Сборные перевозки помогают переориентировать грузовые потоки и оптимизировать затраты, поэтому их популярность, в том числе и для перевозки крупных грузов, в последнее время только растет», – отмечает эксперт.
Спрос в сегменте сборных грузов обеспечивает e-commerce, общий объем которой за первые 4 месяца 2022 года, по оценкам АКИТ, достиг 1,5 трлн руб., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 50%. Стабильный спрос на перевозку сборных грузов формируют также производственные предприятия – они сокращают собственные транспортные подразделения и, отдавая услугу на аутсорсинг, уменьшают конечную цену продукции, в которой затраты на логистику занимают до 50%. «Грузовладелец экономит, перевозя свои 15–20 кубов в составе «сборников», а перевозчик получает высокомаржинальный бизнес», – объясняет В. Матягин.
Однако предложение на рынке ограниченно. Любой автоперевозчик готов зарабатывать в том числе и на перевозке сборных грузов, однако это не всегда получается: против них и пограничные переходы, и недобросовестная конкуренция на рынке грузоперевозок. За март – июль 2022 года расходы на перевозки увеличились в среднем более чем на 10%, говорит директор департамента клиентского сервиса ПЭК Игорь Коптев. «Это связано с ростом на 80% стоимости техобслуживания. Запчасти подорожали на 15–25%, цены на иностранную грузовую технику увеличились в 2 раза начиная с февраля месяца. Стоимость отечественных ТС за аналогичный период выросла на 60%», – перечисляет он.
И главное, против автоперевозчиков – дороги. В конце июля между погранпереходами на границе России и Китая почти на 2 суток застряла фура. Перевозчикам пришлось за свой счет нанимать грейдер и засыпать ямы на дороге, рассказывают участники рынка. Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин говорит, что перевозку сборных грузов нельзя назвать динамично развивающейся нишей, потому что отсутствуют факторы, которые могли бы данный сегмент увеличить. «Кросс-бордер и международные перевозки снизились, количество груза и количество товара в России потихонечку вымывается, нет активного спроса. Он паритетен рынку доставки, грузам FTL», – говорит он. Такое понятие, как востребованность, здесь мало применимо. Скорее, стоит говорить о сложившейся целевой аудитории, клиентской базе, внутри которой эти перемещения и происходят, резюмирует эксперт.
От конкуренции до синергии
В основном СДЭК использует автоперевозки. В этом случае груз можно привезти прямо к офису или складу, сократив время доставки, говорит А. Мякин. А вот железнодорожные перевозки позволяют компаниям предлагать клиентам самые дешевые тарифы. В том числе и из-за длительного срока доставки. Начальник коммерческой службы Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД» Артем Шепеляев утверждает, что, согласно статистике, тарно-штучные грузы занимают на железнодорожной сети наименьшую долю – всего 7% в объемах работ, но зато эти грузы – одни из наиболее высокодоходных.