Сервисы по отправке малых партий:
или эволюция конкурентной борьбы, или стагнация рынка
Отправка сборных грузов переживает рост спроса. Однако заработать на услуге сможет не всякий перевозчик – деньги получает тот, кто может соблюсти сроки доставки, сохранить тариф и груз и сработаться с конкурентами. Об этом, а также еще о множестве вводных, которые усложняют решение задачи, участники рынка рассказали на онлайн-семинаре «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», который организовал «РЖД-Партнер».
Грузы мелкие, но много

Ставки на грузоперевозки рухнули в марте этого года. Автоперевозчики признали снижение ставок за последние полгода аномальным, до 50%. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин эту информацию подтверждает, но называет два сегмента автомобильных грузоперевозок, где и ставки, и спрос растут, – это перевозка в сфере сельского хозяйства и сборные грузы. «Сборные перевозки помогают переориентировать грузовые потоки и оптимизировать затраты, поэтому их популярность, в том числе и для перевозки крупных грузов, в последнее время только растет», – отмечает эксперт.

Спрос в сегменте сборных грузов обеспечивает e-commerce, общий объем которой за первые 4 месяца 2022 года, по оценкам АКИТ, достиг 1,5 трлн руб., рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 50%. Стабильный спрос на перевозку сборных грузов формируют также производственные предприятия – они сокращают собственные транспортные подразделения и, отдавая услугу на аутсорсинг, уменьшают конечную цену продукции, в которой затраты на логистику занимают до 50%. «Грузовладелец экономит, перевозя свои 15–20 кубов в составе «сборников», а перевозчик получает высокомаржинальный бизнес», – объясняет В. Матягин.

Однако предложение на рынке ограниченно. Любой автоперевозчик готов зарабатывать в том числе и на перевозке сборных грузов, однако это не всегда получается: против них и пограничные переходы, и недобросовестная конкуренция на рынке грузоперевозок. За март – июль 2022 года расходы на перевозки увеличились в среднем более чем на 10%, говорит директор департамента клиентского сервиса ПЭК Игорь Коптев. «Это связано с ростом на 80% стоимости техобслуживания. Запчасти подорожали на 15–25%, цены на иностранную грузовую технику увеличились в 2 раза начиная с февраля месяца. Стоимость отечественных ТС за аналогичный период выросла на 60%», – перечисляет он.

И главное, против автоперевозчиков – дороги. В конце июля между погранпереходами на границе России и Китая почти на 2 суток застряла фура. Перевозчикам пришлось за свой счет нанимать грейдер и засыпать ямы на дороге, рассказывают участники рынка. Директор по продажам СДЭК Андрей Мякин говорит, что перевозку сборных грузов нельзя назвать динамично развивающейся нишей, потому что отсутствуют факторы, которые могли бы данный сегмент увеличить. «Кросс-бордер и международные перевозки снизились, количество груза и количество товара в России потихонечку вымывается, нет активного спроса. Он паритетен рынку доставки, грузам FTL», – говорит он. Такое понятие, как востребованность, здесь мало применимо. Скорее, стоит говорить о сложившейся целевой аудитории, клиентской базе, внутри которой эти перемещения и происходят, резюмирует эксперт.

От конкуренции до синергии

В основном СДЭК использует автоперевозки. В этом случае груз можно привезти прямо к офису или складу, сократив время доставки, говорит А. Мякин. А вот железнодорожные перевозки позволяют компаниям предлагать клиентам самые дешевые тарифы. В том числе и из-за длительного срока доставки. Начальник коммерческой службы Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД» Артем Шепеляев утверждает, что, согласно статистике, тарно-штучные грузы занимают на железнодорожной сети наименьшую долю – всего 7% в объемах работ, но зато эти грузы – одни из наиболее высокодоходных.
«Для нас, для терминально-складской дирекции, эти грузы находятся в верхних строках рейтинга наиболее выгодных для работы. Они, безусловно, крайне трудоемкие в выполнении и требуют повышенного внимания, повышенного уровня сервиса и иных компетенций при взаимодействии, но, повторюсь, сборные грузы – одни из наиболее высокодоходных», – говорит он.
При этом РЖД работают в этом сегменте в крайне конкурентной среде, и главным конкурентом железнодорожной сети называют автоперевозчика, у которого есть возможность небольшие партии груза доставлять от двери до двери. «Но у железнодорожной сети есть решение. Решение это – в синергии, а не в острой конкурентной борьбе», – считает А. Шепеляев.

Поэтому железнодорожный перевозчик теперь не только использует вагоны, но и привлекает для построения логистики автомобильный транспорт. В частности, только в Санкт-Петербурге Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом предлагает клиентам 178 собственных автомобилей и привлеченный парк. «В высококонкурентном сегменте перевозок сборных грузов основной потребитель – это торговые сети. Они занимают существенную долю. Для них важна не только стоимость услуг и скорость доставки, но и (а это важное требование) надежность и регулярность поставок», – отмечает А. Шепеляев.
Кроме того, РЖД и «Почта России» развивают контейнерные перевозки почтовых отправлений. В мае 2022 года они запустили совместный почтовый контейнерный поезд «Россия», который на постоянной основе будет курсировать по маршруту Владивосток – Москва – Владивосток. Участники рынка подчеркивают, что грузовладелец почтовых сборных грузов заинтересован в развитии сервиса, но, правда, при одном условии – если железнодорожный перевозчик гарантирует соблюдение расписания, вся работа должна проводиться по часам, строго в определенное время, рассказывает А. Шепеляев.

Кстати, именно запросы на точные сроки доставки заставили СДЭК пополнить парк собственным самолетом. Он позволяет грузовладельцу или перевозчику не зависеть от сторонних компаний и квот в авиации. «Зато можно самостоятельно управлять грузопотоком, определять направление доставки груза, зарабатывать на свободном грузовом объеме», – говорит А. Мякин. «Авиаперевозки СДЭК использует для доставки экспресс-грузов в сегменте B2B, где важны точные сроки, от которых зависит, например, производственный процесс, и B2C – в дальние регионы», – добавляет он.

Услуги по грузовым авиаперевозкам предлагает и S7, и «Почта России», которая на самолетах вывозит почтовые отправления из Китая. Авиаторам участники рынка предлагают развить грузовые доставки по направлению Калининград – Санкт-Петербург. «Это позволит оптимизировать затраты на топливо, сохранит стоимость доставки для потребителя при возможности оптимизации и вывоза из аэропорта при использовании железной дороги, и, в меньшей степени, автотранспорта», – отмечают эксперты.

Алена Алешина
Made on
Tilda