Алгоритмы подбора альтернативных маршрутов
При затруднениях в движении по основным участкам сети дорог маршруты могут следовать кружностью. Сложилась ситуация, когда, с одной стороны, ОАО «РЖД» заинтересовано в росте объемов перевозимых грузов, но не готово нести дополнительные затраты на их перемещение кружностью, а с другой стороны, грузоотправители не видят объективной необходимости увеличения тарифа в соответствии с правилами Минтранса России и полагают, что перевозчик обязан везти груз любыми маршрутами без изменения тарифа. Как быть в такой ситуации?
Рынку перевозок необходимы понятные правила планирования и условия, при которых соблюдается недискриминационный доступ к инфраструктуре. Поэтому вопрос получения объективных, научно обоснованных решений по пропуску вагонопотоков с увеличением дальности перевозки из-за высокой загрузки инфраструктуры имеет большое значение для экономики как грузоотправителей, так и компании «РЖД».
Разработаны алгоритмы, при этом поиск таких маршрутов выполняется в следующем порядке.

Во-первых, в соответствии с планом формирования грузовых поездов формируется перечень возможных маршрутов, позволяющих перевести конкретные отправки. Получившийся перечень сортируется по возрастанию фактической длины маршрута.

Во-вторых, последовательно, по возрастанию общего фактического расстояния перевозки, выполняется поиск маршрута из перечня, по которому возможно пропустить состав по инфраструктуре с учетом загрузки на дату отправления.
В-третьих, результатом является определенный альтернативный маршрут с минимальным из возможных расстоянием, который запоминается в виде перечня станций маршрута по направлению следования отправки.
Вышесказанное определяет необходимость решения ряда взаимосвязанных принципиальных задач в теоретическом, технологическом и информационном плане по обеспечению перевозки грузов с использованием альтернативных маршрутов следования.

Речь должна идти о принципиально новой информационной структуре описания плана формирования поездов и отправок (как маршрутных, так и повагонных) с указанием всех технических и узловых станций по пути следования.

Необходима также организация взаимодействия с клиентами (грузоотправителями и отправителями порожних вагонов) в части оформления перевозочных документов с изменениями условий перевозок и расчета тарифов и срока доставки кружными путями следования.

Требуется также разработать методику автоматизированного расчета рентабельности перевозок по альтернативным маршрутам следования в целях определения объективной необходимости требований компенсации дополнительно возникающих операционных затрат перевозчика.
Кроме того, следует разработать алгоритм адаптивного расчета плана формирования поездов (ежесуточно после утверждения суточного клиентского плана погрузки) с учетом направления части вагонопотока кружными путями, а также алгоритмы машинного обучения динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД» (ДМ ЗИ) по направлению вагонопотоков и изменениям плана формирования грузовых поездов в зависимости от складывающейся эксплуатационной ситуации и направлений плановых грузопотоков.
Александр Осьминин,
заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор
Made on
Tilda