Как защитить груз в пути?
Цифровые технологии позволяют снизить риски потери грузов в пути. Важно их правильно применять.
Частичное (от 5 до 15% от общей партии) хищение груза может быть осуществлено на разных этапах – от погрузки до выгрузки, а также в пути, отметил коммерческий директор ООО «РД Групп» Сергей Матвеев.
Для защиты груза используются механические устройства на вагонах (ЗПУ), применяется сопровождение подвижного состава (ВОХР) и патрулирование во время стоянок. Дополнительные возможности открывает использование электронных запорно-пломбировочных устройств (ЭЗПУ).

Плюсы и минусы электронных пломб

У ЭЗПУ имеются, правда, свои недостатки. В частности, сейчас есть вероятность приостановки поставок комплектующих из-за санкций. Неудобство пользователям создает отсутствие индикации. Есть вопросы по поводу защиты передачи данных (СКЗИ). Возникают риски отказов электронной части при низких температурах. Специалисты также указывают на возможность потери данных в случае ЧС (скажем, из-за отключения спутникового позиционирования на территории РФ или блокировки серверов). Наконец, клиентов не всегда устраивает стоимость ЭЗПУ.

Тем не менее среди логистических компаний, грузоотправителей, а также в структурах ОАО «РЖД» и ВО ЖДТ проявляют все больший интерес к ЭЗПУ. Страховые компании тоже присматриваются к ним. Видят потенциал в их использовании и некоторые госструктуры (ФТС РФ, например). Ведь ЭЗПУ позволяют контролировать статус запорных механизмов и местоположение груза.

При этом может быть реализован целый ряд дополнительных функций. Среди них – мониторинг таких параметров, как температура и влажность груза. Кроме реакции на вскрытие пломбы, может быть добавлен контроль освещенности внутри вагона и фиксация ударов (ускорений) подвижного состава в пути.
Где ЭЗПУ могут найти более широкое применение?

Общий объем рынка автотранспортных средств с установленным холодильным оборудованием в РФ, по оценкам экспертов, составляет более 300 тыс. ед. На железной дороге рефсекции, изотермические вагоны и рефконтейнеры сумарно составляют около 10 тыс. ед.

Причем, по статистике, от 30 до 50% от общего числа рефрижераторов имеют ветхое состояние и срок эксплуатации более 15 лет. Штатное оборудование температурного мониторинга нередко оказывается неисправным или своевременнно не проверено (более чем в 25% случаев). А передача данных во внешние системы мониторинга осуществляется менее чем в 7% случаев рефперевозок.

Системы мониторинга холодильного оборудования основных мировых зарубежных производителей в основном закрытого, локального типа, легитимность полученных от них данных неопределенна, и сами данные, как правило, недоступны госконтролю. Менее 1% исправного штатного оборудования имеет сертификат СИ и внесено в Госреестр средств измерений РФ. Более 10% перевозок осуществляются с нарушением температурных режимов вследствие халатности или намеренных действий водителя независимо от исправности оборудования.

Ежегодный прирост рефрижераторных транспортных средств составляет более 3% в год (около 10 тыс. ед.). В ситуации с учетом неизбежной утилизации ветхого транспорта эта потребность, вероятно, будет расти до 20–25 тыс. ед. ежегодно.

Имеено в этом сегменте целесообразно сейчас более широкое применение ЭЗПУ. Главная цель их внедрения – во-первых, не допустить попадания на стол потребителя некачественной продукции, не соответствующей требованиям государственного и внутреннего регулирования, во-вторых – снизить риски при перевозках из-за недостатков контроля за соблюдением температурного режима или стремления сэкономить расход топлива при работе холодильной установки.

Использование ЭЗПУ позволяет непрерывно мониторить данные о каждом этапе перевозки, что создает условия для разграничения ответственности перевозчика и отправителя за нарушение режима перевозки.
Александр Солнцев
Made on
Tilda