Где ЭЗПУ могут найти более широкое применение?
Общий объем рынка автотранспортных средств с установленным холодильным оборудованием в РФ, по оценкам экспертов, составляет более 300 тыс. ед. На железной дороге рефсекции, изотермические вагоны и рефконтейнеры сумарно составляют около 10 тыс. ед.
Причем, по статистике, от 30 до 50% от общего числа рефрижераторов имеют ветхое состояние и срок эксплуатации более 15 лет. Штатное оборудование температурного мониторинга нередко оказывается неисправным или своевременнно не проверено (более чем в 25% случаев). А передача данных во внешние системы мониторинга осуществляется менее чем в 7% случаев рефперевозок.
Системы мониторинга холодильного оборудования основных мировых зарубежных производителей в основном закрытого, локального типа, легитимность полученных от них данных неопределенна, и сами данные, как правило, недоступны госконтролю. Менее 1% исправного штатного оборудования имеет сертификат СИ и внесено в Госреестр средств измерений РФ. Более 10% перевозок осуществляются с нарушением температурных режимов вследствие халатности или намеренных действий водителя независимо от исправности оборудования.
Ежегодный прирост рефрижераторных транспортных средств составляет более 3% в год (около 10 тыс. ед.). В ситуации с учетом неизбежной утилизации ветхого транспорта эта потребность, вероятно, будет расти до 20–25 тыс. ед. ежегодно.
Имеено в этом сегменте целесообразно сейчас более широкое применение ЭЗПУ. Главная цель их внедрения – во-первых, не допустить попадания на стол потребителя некачественной продукции, не соответствующей требованиям государственного и внутреннего регулирования, во-вторых – снизить риски при перевозках из-за недостатков контроля за соблюдением температурного режима или стремления сэкономить расход топлива при работе холодильной установки.
Использование ЭЗПУ позволяет непрерывно мониторить данные о каждом этапе перевозки, что создает условия для разграничения ответственности перевозчика и отправителя за нарушение режима перевозки.