Цифра для транспортных коридоров
Какие цифровые решения помогут эффективнее организовать перевозки грузов в рамках действующих транспортных коридоров? По словам члена общественного совета Минпромторга России Марины Лякишевой (а также члена консультативного совета Центрального таможенного управления и совета по таможенной политике ТПП РФ), в нашей стране имеются ресурсы для цифрового обеспечения перевозочного процесса на всех видах транспорта. Сложнее всего будет найти их для внешнеторговых перевозок. Тем не менее при перевозках по МТК никто не запрещает использовать международную транспортную накладную е-CMR даже в текущих санкционных условиях.
«Главное – не перегнуть палку…»

М. Лякишева напомнила об успешном пилотном проекте перевозки беспилотными автотранспортными средствами по мосту через Амур в Китай. Его планируется продолжить, чтобы организовать движение между логистическими терминалами двух стран.
Главное – не перегнуть палку. «Попытка автоматизации хаоса приведет к еще большему хаосу в цепочках поставок. Поэтому потребителям надо понять, что следует автоматизировать в нынешних условиях, а где можно работать и на коленке», – отмечает эксперт.

По ее словам, в этом плане пример подает ОАО «РЖД», поэтапно внедряя динамическую модель загрузки инфраструктуры (ДМ ЗИ). Если поначалу к этой инициативе ЦФТО относились с сомнением, то сейчас клиенты видят, что у этой модели хорошие перспективы. И она поможет точечно улучшить предоставляемые на сети сервисы.

Как ускорить продвижение грузов

Цифровые технологии также помогают ускорить работу таможни. Например, на станции могут не принимать грузы, потому что таможенники не успевают с выборочным досмотром. Что в таком случае делать?

На станции не могут подготовиться к проверкам, потому что заранее никто не предупреждает, какие вагоны пойдут на досмотр. А ведь чтобы отцепить выбранный вагон, необходимо своевременно подогнать маневровый локомотив. В принципе эти вопросы можно решить в рамках процедур организации предварительного таможенного декларирования. Сейчас выпущен ряд распоряжений, которые призваны облегчить экспорт и импорт важных для РФ грузов, подтвердил начальник службы организации таможенного контроля ЦЭТ Сергей Бирюков. И все эти меры работают.
В частности, в первые дни действия санкций владельцы энергетических грузов столкнулись с отказом иностранных судовладельцев от перевозок российских грузов. Потребовалось примерно 3 дня, чтобы груз подхватило другое судно. Быстрее всего удалось найти танкеры. Сложнее было с балкерами для перевозки угля. Однако в апреле и здесь удалось найти логистические решения.

Понятно, что они вызвали дополнительную нагрузку на таможню, поскольку время на оформление деклараций увеличилось. При этом в ФТС добились, чтобы информация об убытии товара сразу же попадала в две информационные системы: ту, что использует ФТС РФ, и АС ЭТРАН.
В результате теперь не надо обращаться за отметками на таможне, чтобы получить возмещение НДС. В ФНС РФ принимают электронные документы с отметками таможни в АС ЭТРАН.

Александр Солнцев
Made on
Tilda