В развитие этих сценариев можно привести две разные модели взаимодействия в сфере железнодорожного транспорта. В первую очередь речь идет о периметре РЖД – операторы – грузоотправители.
В первом сценарии такой моделью мог бы быть долгосрочный договор на организацию перевозок, который через договорные отношения увязывал бы вопросы взаимоотношения РЖД, операторов вагонного парка и грузоотправителей.
Второй сценарий приведет к развитию экономического каннибализма и ультрамонополизации, то есть к резкому сокращению сегмента мелкого и среднего бизнеса, прекращению или частичной потере субъектности операторского бизнеса, концентрации активов вокруг РЖД и фактически возврату к дореформенной ситуации в части услуг РЖД.
Недавно на встрече с руководителями ОАО «РЖД» было высказано предложение о том, что частные железнодорожные операторы должны работать в интересах России, а не на «зарабатывание денег». Но здесь тоже надо понять государство, особенно в условиях изменчивой экономики. Оно не управляет в сегментах, сопряженных с естественно-монопольными, и, принимая решение об изменении конкретного уровня тарифов на конкретный груз в конкретном направлении, оно не регулирует никакие сопряженные сегменты.